Минеральное нефтяное масло: Нефтяное масло — Что такое Нефтяное масло?

Содержание

Минеральные нефтяные масла — Справочник химика 21





    В конце прошлого столетия для смазывания узлов трения начали применять в качестве смазок минеральные (нефтяные) масла. Однако большие нагрузки и скорости, усложняющие условия работы узлов трения, потребовали создания и применения смазочных материалов более совершенных, чем масла, полученные перегонкой нефти. В настоящее время нефтяные масла совершенствуются введением в их состав различных присадок, что позволяет улучшать их свойства в желаемом направлении. [c.3]







    Поскольку все подобные системы должны запускаться и останавливаться, то необходимо соблюдать умеренное соотношение между маслянистостью и способностью выдерживать сверхвысокие давления. Очень важно, чтобы масло обладало определенной химической стабильностью, даже если и рассчитывают на недолгий срок эксплуатации, который характерен для автомобильных масел. Следует отметить, что в особых случаях, когда нефтяные масла не способны удовлетворить особо жестким эксплуатационным требованиям, используют специально приготовленные синтетические смазочные масла, однако минеральные (нефтяные) масла, особенно усиленные присадками, не только обладают необходимыми свойствами, но и изготовляются в настоящее время в количестве, отвечающем запросам промышленности и притом с наименьшими затратами. Масел ненефтяного происхождения, которые бы были дешевы и могли бы приготавливаться в достаточном количестве, пока пе существует. [c.489]

    Усовершенствование процесса холодной полимеризации привело к созданию новых типов бутадиен-стирольных каучуков— маслонаполненных (или просто масляных). В такие каучуки при их изготовлении добавляют 14—17% минерального (нефтяного) масла. Например, маслонаполненный бутадиен-стирольный каучук холодной полимеризации СКС-ЗОАМ-15, содержит около 15% масла. Введение дешевых нефтяных масел в бутадиен-стирольные каучуки позволяет существенно снизить их себестоимость и несколько уменьшить теплообразование, практически не изменяя основных свойств резин. Все перечисленные виды СКС, однако, очень жестки и требуют при использовании предварительной термоокислительной пластикации при температуре 130—140 °С. [c.43]

    Однако в некоторых случаях повышенные технические требования, предъявляемые к обычным минеральным нефтяным маслам с присадками , не могут их обеспечить. Все это привело к разработке новой технологии получения синтетических масел полимеризацией этилена и кремнийорганических соединений, фторированием углеводородов, синтезом сложных эфиров и др. [c.177]

    В гидроприводах станков и машин-автоматов, работающих в интервале температур 10—70° С, обычно используются минеральные (нефтяные) масла при групповом приводе, как правило, применяется водо-масляная эмульсия. При выборе рабочей жидко- [c.140]

    Для смазки поршневых авиационных двигателей применяют масла двух видов минеральные (нефтяные) масла без присадок и минеральные масла с различными присадками. Используются в основном [c.401]

    Минеральные нефтяные масла представляют собой смесь ароматических, нафтеновых и парафинистых (метановых) углеводородов. [c.29]

    Токсикологическая характеристика— см. минеральные нефтяные масла. [c.31]

    Минеральные нефтяные масла [c.199]

    Минеральные (нефтяные) масла. Все нефтяные масла представляют реальную угрозу для здоровья человека и особенно в условиях, когда возможно образование масляного тумана. Вдыхание масляного тумана или паров масла со взвешенными частицами величиной 1— 100 мк вызывает отравление. Опасность отравления сильно увеличивается, если в масле содержатся сернистые соединения (масла из сернистых нефтей восточного или среднеазиатского происхождения). При наличии в маслах серы могут возникать условия для выделения сероводорода, который вызывает отравление с мгновенной потерей сознания. При действии масел на кожу человека наблюдаются следующие заболевания экземы и воспаления кожных покровов, злокачественные опухоли, фолликулиты или масляные угри.[c.203]

    Мыло жидкое (калийное), минеральные (нефтяные) масла (зеленое, соляровое, веретенное и др.), керосин. [c.105]

    В качестве жидкого смазочного материала для подшипников в большинстве случаев используют очищенные минеральные (нефтяные) масла. [c.159]

    В высоковольтном оборудовании энергосистем и в электрофизических установках различного назначения используются многие виды внутренней изоляции. Одним из видов изоляции является бу-мажно-пропиточная изоляция (БПИ), при изготовлении которой используется вакуумная техника [6, 7]. Исходным материалом для БПИ служат специальные электроизоляционные бумаги и минеральные (нефтяные) масла или синтетические жидкие диэлектрики. Основу БПИ составляют слои бумаги. Каждый слой бумаги может быть сплошным или состоять из витков бумажной ленты. В первом случае это рулоны шириной до 3,5 м, во втором — ролики бумажной ленты шириной от 20 до 400 мм. Рулонная БПИ применяется в секциях силовых конденсаторов и в вводах (проходных изоляторах) ленточная — в конструкциях с электродами относительно сложной конфигурации или в конструкциях большой длины, например в кабелях. [c.36]

    Касторовое масло применяется для изготовления главным образом смазок 1-13 (жировой) и 1-ЛЗ, а также различных бензоупорных и маслостойких смазок. Оно может служить основой для получения натриевых и кальциевых мыл или добавляется в смазки в виде присадки для повышения смазывающих и других эксплуатационных свойств. Получают его из семян клещевины. Оно состоит в основном из глицеридов рицинолевой кислоты хороню растворяется в ароматических углеводородах (бензоле, толуоле) и этиловом спирте, но плохо растворяется в бензине при низких температурах. С повышением температуры его растворимость в бензине повышается. Так, при 0° С в бензине растворяется 3—4% масла, а при 20° С — уже 10—12%. Бензин хорошо растворяется в касторовом масле при 0° С до 35%, а при 20° С — до 47—50% (по Панютину и Раппопорту). В минеральных (нефтяных) маслах, богатых ароматическими углеводородами, растворяется до 25% касторового масла, а в маслах парафинового основания — не более 0,5— 1,0%. С повышением температуры и вязкости минерального масла растворимость касторового масла повышается. В хорошо очищенных авиационных маслах растворяется не более 1% касторового масла. В зависимости от способа обработки техническое касторовое масло выпускается рафинированным и нерафинированным (табл. 12. 12). [c.677]

    Минеральные нефтяные масла не могут удовлетворять вое возрастающие требования авиации вз-за неудовлетворительных вязкост-но-температурвых характеристик, высокой летучести и низкой стабильности при повышенной тенпературв. [c.23]

    Основными компонентами отработанных кислот процессов очистки нефти и кислых гудронов являются свободная серная Кислота, мрно-, ди- и полисульфокислоты и минеральная часть [90]. Минеральная часть —это минеральные нефтяные масла, которые представляют собой смесь высокомолекулярных углеводородов различных классов [91]. [c.204]

    В зависимости от вида исходного сырья различают нефтяные минеральные масла и минеральные масла иного происхождения (смоляные масла). Минеральные нефтяные масла получаются при переработке нефти. Прочие минеральные масла получаются при переработке каменноугольной, торфя1И)й или сланцевой смол, которые образуются при сухой перегонке ископаемых углей, торфа или сланца. [c.173]

    Для авиационных газотурбинных двигателей фирма Esso вырабатывает один сорт минерального (нефтяного) масла Esso Turbo Oil-10 и восемь сортов синтетических масел. [c.259]

    Минеральные нефтяные масла. Используются в качестве контактных инсектицидов для борьбы с вредителями, гербицидов для уничтожения сорняков на посевах моркови (керосин, дизельное топливо, соляровое масло), растворителей и носителей токсических веществ при изготовлении инсектицидных и гербицидных препаратов (веретеппое масло № 2 или индустриальное масло Л 12, дизельное топливо).[c.319]

    Если в такой молекуле содержится до четырех атомов углерода (как в метане, этане, пропане и бутане), то это вещество при нормальных условиях газообразно когда же в молекуле содержится свыше четырех атомов углерода — то это уже жрщкость (например, пропан и другие углеводороды, содержащиеся в бензине, керосине и минеральных маслах). Если число атомов углерода равно шестнадцати и выше, вещество будет твердым, таким, как всем нам хорошо известные парафин и церезин вазелин, например, представляет собой смесь парафина и очищенного минерального (нефтяного) масла. Наконец, когда число атомов углерода в молекулярной цепи угелеводорода достигает нескольких сотен или тысячи, вещество становится очень твердым и прочным (например, полиэтилен). [c.9]


БАЗОВЫЕ МАСЛА

В качестве базовых масел при производстве смазочных материалов используют минеральные (нефтяные) или синтетические масла-компоненты, для специальных целей применяют также растительные масла. Синтетические масла обычно получают из нефтяного сырья.

 

Минеральные масла

Высококачественное минеральное базовое масло является надежной предпосылкой для получения современных смазочных материалов. Такие базовые масла-компоненты обладают стабильными свойствами, в частности высокой приемистостью к присадкам, обеспечивая эффективность их действия, а также хорошими смазочными свойствами, обеспечивая гидродинамический режим смазывания в обычных эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур при условии выбора подходящей вязкости. Однако на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах.

Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла)

Частично синтетические (полусинтетические) масла

Свойства минеральных масел можно улучшать заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом можно производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах, круглогодичные масла SAE 5W-XX, которые трудно производить на базе одного только минерального масла.

 

Синтетические масла

С помощью синтетических базовых масел можно улучшить свойства смазочных материалов. Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие эксплуатационные свойства товарного продукта. Для достижения этой цели требуется тщательный подбор компонентов и оптимизация рецептуры продукта. Поэтому возможна весьма большая разница в стоимости «однотипных» синтетических масел. 
 

Синтетические масла позволяют достичь следующих свойств: 
— Отличные свойства при низких температурах, в т. ч. легкий запуск двигателя и надежное смазывание в холодных условиях; 
— Отличные функциональные свойства при высоких температурах, в частности, стабильность против окисления, низкая летучесть и расход масла;

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МАСЕЛ

Смазочные масла получают из той части нефти, которая остается после отгонки топливных фракций. Эта часть нефти называется мазутом. 
    Если нагревать мазут при атмосферном давлении, то многие индивидуальные углеводороды начинают разлагаться при более низкой температуре, чем их температура кипения. При понижении давления понижается температура кипения, что позволяет выделить нужные фракции. Процесс этот называется вакуумной разгонкой. Для его реализации сооружаются специальные установки, позволяющие из мазута получать различные по вязкости масла. Особенно четко удается произвести разгонку в установках с двукратным испарением, применяемым в современных нефтеперерабатывающих комплексах. Эти масла называют дистиллятными маслами. Их получение предусматривает перегонку или испарение с последующей конденсацией отдельных фракций жидкостей или их смесей (в данном случае нефти или отдельных ее фракций). 
 

В результате вакуумной перегонки получают базовые дистиллятные масла, а оставшиеся продукты (полугудрон и гудрон) используют для получения остаточных масел. Характерной особенностью дистиллятных масел являются их хорошие вязкостно-температурные свойства и высокая термоокислительная стабильность. Но в этих маслах мало соединений, обладающих высокой маслянистостью, т. е. прочностью масляной пленки. 
 

Остаточные масла, наоборот, обладают высокой естественной маслянистостью, но плохими низкотемпературными и вязкостно-температурными свойствами. Высокая маслянистость остаточных масел связана с находящимися в них продуктами окислительной полимеризации (нефтяными смолами). 
 

Существуют две схемы переработки мазута — топливная и масляная. При топливной получают только одну фракцию (350-500°С), используемую обычно как базовый продукт для каталитического крекинга или гидрокрекинга. При масляной переработке — три фракции: легкие дистиллятные масла (выкипающие при 300-400°С), средние дистиллятные масла (выкипающие при 400-450°С) и тяжелые дистиллятные масла (выкипающие при 450-500°С). 
 

Для получения товарных марок масла подвергают сложным технологическим операциям. Для удаления нежелательных примесей масло очищают. Из него удаляют продукты окислительной полимеризации, органические кислоты, нестабильные углеводороды, серу и ее соединения. Для улучшения низкотемпературных свойств масла подвергают депарафинизации и деасфальтизации. Очищенные продукты при необходимости смешивают для получения нужного уровня вязкости.

Дистиллятные масла используют для приготовления масел, от которых не требуется особо высокой естественной прочности масляной пленки. Остаточные — для масел, высокая маслянистость которых имеет особое значение. Например, для дизельных масел обычно смешивают дистиллятные и остаточные масла в необходимой пропорции. 
 

Масла, используемые в качестве основных моторных масел, называют базовыми маслами. Например, для зимних и летних моторных масел выпускают следующие базовые масла: 
М-6 — дистиллятное; 
М-8 — дистиллятное с добавлением не менее 14 % остаточного компонента; 
М-11 — смесь дистиллятного и не менее 30 % остаточного компонента; 
М-14 — смесь дистиллятного и не менее 40 % остаточного компонента; 
М-16 — смесь дистиллятного и не менее 50 % остаточного масла; 
М-20 — состоит только из остаточных масел.  
 

Для получения всесезонных масел или масел для северных и арктических районов используют в качестве базовых масел глубоко депарафинизированные дистиллятные масла малой вязкости (веретенное АУ, АС-5 и др.).

 

МЕТОДЫ ОЧИСТКИ МАСЕЛ

Технология очистки базовых масел влияет на их свойства. Применяют следующие методы очистки масел. 
 

1. Выщелачивание. Это самый простой способ. Масло обрабатывают раствором щелочи (NaОН), которая нейтрализует органические кислоты. Продукты окислительной полимеризации (нефтяные смолы и другие вредные примеси) при щелочной очистке не удаляются, поэтому этот способ для моторных масел не применяют. 
 

2. Кислотно-щелочная и кислотно-контактная очистка. При этом методе очистки основным реагентом, входящим в соединения с нежелательными примесями, является серная кислота, которую добавляют в дистиллятное масло до 6%, а в остаточное — до 10%. 
 

Серная кислота разрушает смолисто-асфальтовые и ненасыщенные соединения, которые вместе с непрореагировавшей кислотой выпадают в осадок, образуя кислый гудрон. Наиболее ценные для масел циклановые углеводороды серной кислотой не затрагиваются и после отделения кислого гудрона промываются водным раствором щелочи, которая нейтрализует остатки серной кислоты и кислого гудрона. Очистка заканчивается промывкой масла водой и просушиванием перегретым паром или горячим воздухом. 
 

Для предотвращения возможности образования стойких водомасляных эмульсий обработку щелочью заменяют контактным фильтрованием с использованием отбеливающих глин, обладающих большой адсорбционной способностью поглощать полярно-активные вещества, к которым относятся продукты взаимодействия с серной кислотой. 
 

Кислотную очистку с контактным фильтрованием через отбеливающие земли называют кислотно-контактной очисткой. 

Применение для очистки моторных масел серной кислоты имеет существенные недостатки: при современных масштабах производства моторных масел это приводит к огромным безвозвратным расходам серной кислоты — ценного продукта, широко используемого во многих химических производствах.  
 

Кислый гудрон, который является отходом при этом способе очистки, очень токсичный и вредный продукт; дальнейшее использование его по ряду причин нерентабельно, и его огромные скопления являются источником очень вредного воздействия на окружающую природу. 
 

3. Очистка масел селективными растворителями. Это современный и эффективный способ очистки масел. 
Особенностью этого метода является возможность в процессе очистки многократного использования селективных растворителей. В качестве селективных растворителей применяют фурфурол, фенол и ряд других веществ. 

Принцип селективной очистки заключается в следующем. Подбирают растворитель, который при определенной температуре и количественном соотношении с очищаемым маслом выборочно (селективно) растворяет в себе все вредные примеси и плохо или совсем не растворяет очищаемый продукт, в данном случае — масло. 
При смешивании очищаемого масла с селективным растворителем основная часть вредных примесей растворяется и переходит в растворитель, который, не смешиваясь с маслом, легко с ним разделяется при отстаивании. Получается слой очищенного масла (рафинадный слой) и слой растворителя с вредными, удаленными из масла примесями. Этот слой называют экстрактом. Слои разделяют. Слой очищенного масла доочищают отбеливающими глинами, а экстракт подвергают регенерации, при которой селективный растворитель отделяется от вредных продуктов и опять вводится в процесс очистки. 
Очень важно правильно выбрать как соотношение масла и растворителя, так и температуру, при которой осуществляют процесс очистки. Например, при использовании в качестве селективного растворителя фенола температуру следует поддерживать в диапазоне 50-300°С, а соотношение масла и растворителя 1:1 или 1:2. 
При применении фурфурола соотношение очищаемого продукта варьируют в зависимости от желаемой глубины очистки очищаемого масла от 1:1,5 до 1:4. 
Для получения качественной очистки высоковязких остаточных масел используют метод парных растворителей. Причем один из них должен выборочно растворять вредные примеси, а другой — очищаемое масло. Происходит как бы разделение полезного и вредного продукта. При растворении примесей применяют креозол с 30-50% фенола, а при растворении рафината — пропан. С целью поддержания пропана в жидком состоянии очистку производят под давлением до 2 Мпа. 
В последнее время все шире применяют гидрогенизацию, которая является наиболее совершенным способом очистки масел. Процесс аналогичен гидроочистке топлив. Проводят его под давлением до 2 Мпа в присутствии водорода при температуре 380-400°С. 
Для улучшения низкотемпературных свойств масел (что имеет особое значение при эксплуатации двигателей зимой, находящихся на открытой стоянке автомобилей и тракторов) подвергают деасфальтизации и депарафинизации. Удаление из масла этих соединений, обладающих высокой температурой застывания, повышает низкотемпературные свойства масел. 
Деасфальтизацию проводят с помощью жидкого пропана, который под давлением 2-4 Мпа смешивают с очищенным маслом в пропорции до 10:1. Процесс протекает в специальных колоннах. Очищаемое масло поступает в среднюю часть колонны, пропан — в нижнюю. Выводится битум из самого нижнего уровня колонны. Раствор очищенного от асфальта масла выводится из верхней части колонны, после чего очищенное масло отделяется от растворителя. 
Депарафинизацию масла, т. е. Выделение из него парафина и церезина, производят путем его глубокого охлаждения. Перед охлаждением в масло добавляют растворители и смесь нагревают на 15-20° выше температуры полного растворения парафина и церезина. Затем смесь подвергают охлаждению и фильтрации или центрифугированию. Застывший парафин и церезин остаются на фильтрах. Освобожденное от парафина и церезина масло при его охлаждении в условиях реальной эксплуатации обладает повышенной текучестью, что значительно облегчает пуск двигателя при низких температурах. 
В последнее время появляются методы очистки масел, основанные на его фильтрации через специальные мембраны, фильтрующие на молекулярном уровне, которые, например, пропускают молекулу углеводородов и задерживают молекулу продуктов окислительной полимеризации и другие нежелательные примеси. Этот метод еще не получил широкого применения при очистке моторных масел.

 

Г.П. Покровский
«Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости», 1985

Минеральные масла | справочник Пестициды.ru

Яблонная ложнощитовка


Яблонная ложнощитовка



Яблонная ложнощитовка — объект действия инсектицидов на основе минеральных масел.


Использовано изображение: [5]

В борьбе с вредными насекомыми применяют главным образом препараты на основе нефтяных масел.

Нефтяные минеральные масла представляют собой смесь различных углеводородов, которые получают в процессе разгонки последней фракции перегонки нефти – мазута. В зависимости от химического состава и физико-химических свойств нефтяные масла, применяемые в защите растений, условно подразделяют на зимние и летние.

Зимние масла (машинное, соляровое, веретенное, зеленое) обладают более высоким интервалом температур кипения, большей вязкостью, большей кислотностью, большим содержанием сульфирующихся веществ в сравнении с летними маслами (вазелиновое, трансформаторное, дизельное). Зимние масла применяются для борьбы с вредителями в период покоя растений, осенью (после опадения листьев) и весной (до распускания почек).

Летние масла менее опасны для растений и могут применяться не только для ранневесенних обработок деревьев, но и в летний период.[1][2]

На сегодняшний день разрешено к применению только вазелиновое масло.[3]

Минеральные масла
действующие вещества

Действие на вредные организмы

Нефтяные минеральные масла – инсектициды и акарициды контактного действия с непродолжительным защитным периодом. Они высокотоксичны для щитовок, ложнощитовок, червецов и клещей. Овицидные свойства выражены недостаточно (за исключением зеленого масла). Некоторые виды масел обладают фунгицидным действием.[4]

 

Производство минерального базового масла из нефти

07.12.2016

«Как из нефти делают моторное минеральное масло?»

Большая часть смазочных материалов в мире состоит из масел на минеральной основе.

Сырая нефть бывает многих сортов и типов: начиная от светлой, содержащей в основном короткие углеводородные молекулярные цепи и заканчивая черной битумной нефтью состоящей из крупных углеводородных цепей. Нефть представляет собой очень сложные смеси, содержащие множество различных соединений из водорода и углерода. Эти молекулы, известные как углеводороды, могут быть размерами от 4-х атомного метана до огромных молекул с более 60 атомами углерода. Такую дифференциацию размеров молекул в нефти химики давно используют для изготовления привычных нам веществ.

Нефтеперерабатывающий завод

Большинство смазочных масел делают из сырой нефти. Процесс получения происходит на нефтеперерабатывающем заводе. На заводе из сырой нефти производят различные продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, мазут.

Смазочное масло состоит из углеводородных молекулам определенного размера: в диапазоне от 26 до 40 атомов углерода. Молекулы, которые используются в бензине или керосине, более короткие и имеют меньше атомов углерода.

Начальный этап переработки нефти — обезвоживание и обессоливание.

После того, как сырую нефть обессоливают и пропускают через печь, где она нагревается и частично испаряется, ее направляют в ректификационную колонну. Эта колонна разделяет углеводороды, пользуясь различной температурой кипения молекул различного размера. В ректификационной колонне нефть нагревают и охлаждают, добиваясь разделения на основе размеров молекул. Самые маленькие углеводороды (от 5 до 10 атомов углерода) поднимаются до самого верха колонны. В дальнейшем из них сделают бензин. Соединения, содержащие от 11 до 13 атомов углерода, будут переработаны в керосин и топливо для реактивных двигателей.

Соединения имеющие от 26 до 40 атомов углерода — это материал, используемый для создания смазочного масла.
В нижней части колонны, скапливаются самые тяжелые и самые большие из углеводородов: молекулы с длиной цепочки из более 40 атомов углерода. Они используются для битумных продуктов: асфальт, гидроизоляции, краски.

Следующий шаг делается, чтобы уменьшить тенденцию базового масла к окислению в процессе эксплуатации, а также для улучшения характеристик вязкости и температуры застывания.

Процесс экстракции: деасфальтизация — экстракция — депарафинизация — гидроочистка

Вакуумная перегонка мазутов в атмосферно-вакуумных установках является одним из основных способов получения сырья для последующего процесса преобразования — каталитического крекинга.

Процесс деасфальтизации в вакуумной колонне разделяет мазуты на два продукта: гудрон и смазочные дистилляты, которые имеют более высокую температуру кипения.

Экстракция растворителем используется для удаления большей части ароматических соединений и нежелательных компонентов из смазочных дистиллятов. Обычно используемые растворители содержат фенол, фурфурол или диоксид серы. На выходе получаются базовые масла-рафинаты и экстракт с высоким содержанием ароматических углеводородов, которые высоко ценятся в качестве технологического масла или мазута.

После экстракции растворителем рафинаты подвергают депарафинизации, чтобы улучшить текучесть масла при низких температурах. Этот процесс также производит два продукта. Побочный продукт — воск, который содержит парафины, нафтены и некоторые ароматические соединения. Теперь депарафинированное масло может стать базовым для многих смазочных материалов, но есть еще один процесс, который может сделать это минеральное масло продуктом премиум-класса.

Гидроочистка изменяет полярные соединения в масле с помощью участия водорода в химической реакции. После этого процесса, масло становится светлым и получает улучшенную химическую стабильность. Окончательное качество такого базового масла определяется применяемой температурой и давлением в процессе гидроочистки.

Процесс преобразования: гидрокрекинг — гидродепарафинизация — гидрочистка.

Гидрокрекинг: в этом процессе рафинирования, масляные дистилляты подвергают химической реакции с водородом в присутствии катализатора при повышенных температурах и давлениях (420°С и 30 атм.). Ароматические и нафтеновые молекулярные кольца разламываются, открываются и присоединяют атомы водорода с образованием изопарафиновой структуры. Взаимодействие с водородом удаляет из масел удалении воду, аммиак и сероводорода.

В блоке гидрогенизации используется специфичный катализатор, который преобразовывает парафины в более желательные изопарафиновые структуры.

Поскольку предыдущие два процесса производят разрыв химических связей между двумя атомами углерода, необходимо произвести насыщение этих ненасыщенных молекул. Это делают путем введения в раствор водорода. Новые молекулы являются насыщенными, более стабильными и лучше противостоят процессу окисления.

Есть небольшие различия в характеристиках готового базового масла, получаемого этими двумя процессами. Основное отличие заключается в содержании ароматических молекул Процесс гидрокрекинга может уменьшить содержание ароматических соединений на 99,5%, в то время как процесс экстракции удаляет всего 15-20%.

В зависимости от уровня переработки и очистки базовые минеральные масла делятся на группы:
I — минеральные масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями; 
II — улучшеные минеральные масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, прошедшие гидрообработку;
III — гидрокрекинговые базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга.

С помощью крекинга производится самый качественный продукт. Но стоимость переработки масла с использованием этого процесса дороже. Дополнительные расходы в конечном счете оплачивает покупатель.

Белые масла — в чем особенность?

Белые масла – изготовленные на основе бесцветных нефтяных масел химически- и биологически инертные стабильные материалы без вкуса и запаха. Применяются

в качестве сырья, вспомогательных, технологических или смазочных материалов в медицине, косметологии, фармацевтической индустрии, пищевой и непищевой отраслях промышленности.


Белые масла представляют собой очищенную прозрачную смесь жидких фракций насыщенных углеводородов – бесцветных нефтяных масел.

Изготовление и свойства белых масел


Эти материалы получаются путем сложной и дорогостоящей переработки нефти или нефтепродуктов.




Изготовление белых масел осуществляется путем тщательной очистки нефтяных парафиновых или нафтеновых фракций либо с помощью каталитического гидрирования.


В зависимости от конкретной сферы применения в состав сырья для белых масел могут входить смешанные фракции в различных пропорциях.


Применяемое сырье и методы изготовления в большой степени влияют на свойства полученных материалов.


Из парафиновых фракций, например, получают масла малой вязкости с небольшим удельным весом. Из нафтеновых нефтей производят более тяжелые масла большей вязкости.


В составе товарных белых масел опасные для здоровья людей ароматические углеводороды, тяжелые металла серосодержащие соединения и другие вредные вещества полностью отсутствуют или содержатся в очень малых количествах.


Белые масла не имеют запаха и вкуса, химически инертны, не поддерживают размножение в своей среде различных бактерий. Они более стабильны по сравнению с традиционными минеральными и растительными маслами.


Тем не менее белые масла более подвержены окислению.


Степень очистки белых масел жестко нормируется. В зависимости от содержания примесей и предназначения они разделяются на два больших класса – технические и медицинские масла.


Первые содержат менее 7 % ароматических углеводородов. К медицинским предъявляются гораздо более жесткие требования – содержание ароматических соединений в них не может превышать 0,1 %.


Применение белых масел


Благодаря уникальным свойствам эти составы используются в фармацевтической, пищевой промышленности, при изготовлении косметических средств, а также на многих промышленных производствах других отраслей.


Белые масла могут использоваться в качестве сырья или вспомогательных компонентов. Их применяют для сервисного обслуживания узлов трения, в которых требуется чистая смазка. Эти составы обеспечивают правильное и качественное протекание некоторых технологических процессов.


Технические белые масла


В непищевых сферах промышленности применяется белые технические масла.


Белые масла технического назначения востребованы в текстильной промышленности, в качестве разделительных сред, пластификаторов (для производства пластиков и резин), пестицидов, для насосов, аэраторов, а также в других непищевых сферах (химической, полиграфической, бумажной, мебельной и т. д.).


Кроме этого потребителями белого масла могут быть ювелирные предприятия, строительные объекты, табачные фабрики, типографии, химчистки, водоочистные станции и др.


В зависимости от отрасли и технологических процессов, применяемых на предприятиях, используются различные свойства этих материалов. Так, например, в целлюлозно-бумажном производстве и текстильной промышленности они используются в качестве смазочных и технологических средств, в стекольной их применяют в процессе формования, в мебельной – как полировочное, в химической – как базовый материалы или функциональная добавка для создания других материалов.


Медицинские масла


Материалы на основе медицинских масел применяются для смазки и обслуживания оборудования для производства косметики, одноразовой и медицинской посуды, в медицине, в качестве защитных средств для кожи, для изготовления различных лекарственных форм (капсул, таблеток, мазей), медицинских клеящихся лент, зубных паст.


Белые масла особенно востребованы в пищевой промышленности для смазывания захваточных механизмов, шарниров, направляющих, конвейеров, цепных передач и других узлов оборудования.


Клей для этикеток пищевых продуктов часто изготовлен на основе белых масел. Этими материалами обрабатывают также винные пробки.


Светлые медицинские масла применяются для для предотвращения испарения и брожения при консервации продуктов питания, при производстве уксуса, пива, винных напитков.


В узлах оборудования консервной, молочной, лимонадной и алкогольной промышленности белое масло используется в качестве смазывающей, разделяющей, антикоррозионной жидкости, в качестве рабочей жидкости для гидравлических приводов.




Кондитерские и хлебопекарные предприятия применяют белое медицинское масло в качестве связующего, изолирующего, разделительного и формовочного средства.


Им смазывают формы, противни, смесители и резаки теста, ножи для хлеба во избежание прилипания изделий. Белое масло используется также в системах централизованной смазки оборудования хлебокомбинатов.


Мясоперерабатывающие предприятия с помощью белого масла увеличивают срок хранения мороженого мяса и полуфабрикатов, защищают их от роста бактерий и плесени. Масло используется в процессе изготовления искусственных колбасных оболочек для их увлажнения.


На технологических и фасовочных линиях зерновых продуктов, круп и мучных изделий, сухого молока и яичного порошка белое масло применяется в качестве противопыльного средства.


Тонким слоем масла покрывают фрукты, овощи и ягоды для улучшения их хранения и транспортировки. Им же после мытья обрабатывают куриные и перепелиные яйца, реализуемые в Европе и экспортируемые туда из других стран – в целях защиты и соблюдения гигиенических требований.

Линейка белых масел EFELE


Компания «Эффективный Элемент» производит линейку универсальных белых масел для индустриальных применений.


Среди таких материалов – универсальное белое масло EFELE MO-841 с пищевым допуском h2, а также универсальное белое масло EFELE MO-843 с пищевым допуском 3H. Эти материалы могут использоваться в узлах, имеющих случайный или постоянный контакт с продуктами питания, медицинскими препаратами, косметическими средствами.

Последней разработкой компании стали белые масла EFELE MO-842 — EFELE MO-842 VG 15, EFELE MO-842 VG 22, EFELE MO-842 VG 32, EFELE MO-842 VG 46. Они предназначены для технических и индустриальных применений. Хотя эти масла не имеют международного пищевого допуска, однако изготовлены на основе безопасных медицинских масел различной вязкости (значения кинематической вязкости при 40 °С указаны в названии продукта после буквенного обозначения «VG»).