М 1 авто: Легендарная «Эмка»: история советского автомобиля ГАЗ М-1 — Экономика и бизнес

Содержание

ГАЗ М1 технические характеристики автомобиля

ГАЗ М1 или просто Эмка — это известный советский автомобиль, который был наиболее ходовым 

легковым автомобилем в предвоенный период истории СССР. ГАЗ-М-1, 

«эмка» — знаковая модель довоенных и военных лет. 

Первая, собственно, разработанная техотделом завода имени Молотова новая машина. 

И хотя по договору 1929 года с «Фордом»

американский авто гигант передавая советской стороне документацию на свою перспективную

легковую модель, осваивать же её, создавать всю оснастку пришлось инженерам ГАЗа

самостоятельно. Таким образом они были избавлены от простого копирования нового «форда».

Работа по созданию М-1 началась в сентябре 1933 года, с переходом из HATH на ГАЗ главного

конструктора Андрея Александровича Липгарта.

При внешней схожести с седаном Ford-B 1934 модельного года ГАЗ-М-1 имел всё же своё

оригинальное шасси, отвечающее местным условиям — с более мощной рамой и Х-об- разным

усилителем, на четырех продольных рессорах вместо двух поперечных, со штампованными

колёсами вместо спицованных. Четырёхцилиндровый двигатель, форсированный по типу

«фордовского» до 50 л.с., отличался от мотора ГАЗ-А повышенной степенью сжатия, более

совершенным карбюратором, ново введёнными бензонасосом, водяным насосом, автоматом

опережения зажигания и системой смазки под давлением.

Постройка первого прототипа заняла всего четыре месяца. И к концу января 1934 года автомобиль

с покупным кузовом Ford на оригинальном шасси М-1 был готов. Вот как вспоминал о нём сам

Липгарт:

«Этот образец имел массу промахов и по- строен был отвратительно. На машине можно было

ездить только чрезвычайно осторожно, так как её рама, сваренная из кусков (не сумели достать

длинных листов), могла переломиться. Об испытаниях не могло быть и речи. И всё же эта машина

принесла нам огромную пользу. На ней мы показали, какова по своему типу будет наша новая

модель, и получили одобрение этого типа от тов. Орджоникидзе. В процессе работы над этой

машиной мы учили конструкторов, и каждый из них получил возможность ви- деть детали,

выполненные по его чертежам, почувствовать эти детали, почувствовать достоинства и недостатки

своей работы». бронеавтомобилей. «Эмка» была желанной машиной в автопарках гражданских

учреждений и войсковых частей. Шофёры любили её за надёжность и прочность, простоту

обслуживания и латания дыр в железе, за непритязательность к сортовому топливу и

удовлетворительную проходимость, за какой ни есть, но не продуваемый комфорт. Производство

М-1 было прервано в конце августа 1941 года, но мелкосерийная сборка из оставшихся в заделе

запчастей продолжалась вплоть до января 1942 года. Всего было выпущено 62888 автомобилей

ГАЗ-М-1. Один из них экспонируется в Музее истории ГАЗ в Нижнем Новгороде.

 

Годы выпуска: 1936-1943 гг.

Количество автомобилей: 62 888

  

Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость: 105 км/ч
Объем бензобака: 60 л
Расход топлива: 14.5 л
Допустимая полная масса: 1745 кг
Разгон с места до 100 км/ч 24 c
Характеристики двигателя
Расположение спереди, продольно
Объем двигателя 3285 см3
Тип цилиндра Рядный
Мощность двигателя 50 л. с.
Количество оборотов 2800
Система питания карбюратор
Диаметр цилиндра 98.43 мм
Ход поршня 107.95 мм
Степень сжатия 4.6
Октановое число бензина 59 — 65
Трансмиссия
Тип механическая
К-во передач 3
Передаточное отношение главной пары 4.44
Привод задний
Тормоза
Передние Колодочные
Задние Колодочные
Кузов
Тип кузова седан
Количество дверей 4
Количество мест 5
Длина машины 4625 мм
Ширина машины 1770 мм
Высота машины 1775 мм
Колесная база 2845 мм
Колея передняя 1435 мм
Колея задняя 1440 мм
Дорожный просвет (клиренс) 210/235 мм

Автомобиль ГАЗ-М1: «эмка» или «русский Форд»

«Краткая справка: Легковой автомобиль ГАЗ-М1 «эмка» — труженик гражданских и военных дорог тридцатых годов. История создания, особенности конструкции автомобиля »


Автомобиль ГАЗ-М1 в варианте «Фаэтон»

История создания легкового автомобиля ГАЗ-М1

Автомобиль ГАЗ-М1 был разработан в 1933 г. под руководством главного конструктора Горьковского автозавода Андрея Александровича Липгара на базе технической документации на автомобиль «Форд-40», полученной от фирмы «Форд» на основании договора о технической помощи, от 1929 года.

Да, как бы странно это не звучало, но русская «эмка» (название М1 расшифровывается довольно просто: Молотовский-1, в честь председателя СовНарКома В.М. Молотова, имя которого носил в ту пору ГАЗ) не являлась лицензионной копией автомобиля Ford Model B 40A, а представляла собой самостоятельную разработку, «адаптированную» под реалии СССР.

Оригинальный Форд 40 имел слабую раму с жесткой подвеской на поперечных рессорах, которая была не долговечной, совершенно неудовлетворительные по качеству фрикционные амортизаторы «находившие» каждую колдобину на дороге, спицованные колеса и весьма слабосильный и сложный в производстве двигатель.

В итоге машина была полностью перепроектирована: изменена конструкция рулевого управления, привода тормозов, автомобиль получил штампованные колёсные диски, четыре продольные рессоры вместо двух поперечных и гидравлические рычажные амортизаторы вместо фрикционных. Замене подвергся и двигатель автомобиля: «русский Форд» ГАЗ-М1 получил модернизированный двигатель (кстати, тоже фордовский) ГАЗ-А.

Чертеж автомобиля ГАЗ-М1 «эмка»

Итогом, стала весьма похожая внешне, но совершенно другой в сути автомобиль. Он-то и был запущен в серийное производство на Горьковском автозаводе в 1936 г.

Для своего времени автомобиль ГАЗ-М1 имел передовую конструкцию. Его металлический закрытый четырехдверный кузов типа «седан» монтировался на раме и не воспринимал ударных нагрузок от дороги. Крутящий момент от двигателя передавался через однодисковое сцепление, трехступенчатую коробку передач с зубчатой муфтой безударного включения шестерен второй и третьей передач, закрытый карданный вал с одним шарниром и коническую головную передачу. Новшеством «эмки» были регулируемые сидения, противосолнечные козырьки, форточки в окнах, прикуриватель, электрический указатель уровня топлива — одним словом, по уровню комфорта ГАЗ-М1 далеко ушел от заокеанского прототипа.

На шоссе ГАЗ-М1 развивал скорость до 105 км/ч, для разгона с места до скорости 80 км/ч ему требовалось 24 секунды. Средний эксплуатационный расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Несмотря на то, что ГАЗ-М1 создавался как гражданская модель, его проходимость по грунтовым дорогам была достаточно высока, что позволило создать на его шасси бронеавтомобиль БА-20.

Автомобиль ГАЗ-М1 выпускался до 1943 г. Всего было выпущено 62888 машин этого типа, значительная часть которых использовались Красной Армией до конца войны.

Характеристики автомобиля ГАЗ-М1

Страна: СССР
Тип: Легковой автомобиль (4х2)
Дата выпуска: 1936 г.
Длинна: 4625 мм
Ширина: 1770 мм
Высота: 1775 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (мест в кабине: 5)
Двигатель: 50 л.с. на 2800 об./мин
Дальность хода: 460 км
Максимальная скорость: 105 км/ч
Масса: 1370 кг
Вооружение: Нет

Модификации автомобиля ГАЗ-М1

  • ГАЗ-М1 Такси:  в период с 1936 по 1946 год — основной автомобиль такси для СССР. Отличался только наличием таксометра.
  • ГАЗ-М-1 «Фаэтон»:  вариант автомобиля с открытым кузовом типа фаэтон (со складной крышей), выпущенный в 1937 году.
  • ГАЗ-М-415 Пикап: пикап на базе ГАЗ-М1 грузоподъемностью 500 килограмм.

    ГАЗ-М1 в варианте пикапа

  • ГАЗ-11-73 — седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, прототипом которого был двигатель американского автомобиля Dodge D-5. ГАЗ-11-73 получил измененную облицовку радиатора и новый капот. Производился с 1940 по 1948 год с перерывом на время Великой Отечественной Войны.
  • ГАЗ-61-73: Первый в мире полноприводный автомобиль в кузове типа седан, фактически армейский внедорожник. Выпускался с 1941 по 1945 год.
  • ГАЗ-М-1-V8:  седан с 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 65 лошадиных сил. Выпускался для нужд НКВД.
  • ГАЗ-11-40: опытный автомобиль с кузовом типа фаэтон, оснащенный 6-цилиндровым двигателем. В 1941 году все выпущенные фаэтоны, в количестве 6 экземпляров были переделаны на шасси ГАЗ-61, и переименованы в ГАЗ-61-40.

    Армейский трехосный вариант «эмки» на испытаниях

  • ГАЗ-М-21: экспериментальный трехосный пикап с колесной формулой 6х4 и кабиной от «Полуторки». Серийно не выпускался.
  • ГАЗ-М-25: армейский трехосный (6х4) автомобиль с удлиненным кузовом (типа «рамбл-сит») от ГАЗ-М1. Количество посадочных мест: 7 (5 в салоне + 2 открытых).
  • ГАЗ-11-415: экспериментальный пикап с 6-цилиндровым двигателем, дальнейшее развитие ГАЗ-М-415. Серийно не выпускался.
  • ГАЗ-61-415: пикап (4х4), разработанный в 1940 году. Построено 2 автомобиля.

    ГАЗ-ГЛ1 — гоночный вариант ГАЗ-М1

  • ГАЗ-61-417: легкий артиллерийский тягач с колесной формулой 4х4, выпущенный во второй половине 1941, для транспортировки 57-миллиметровых противотанковых пушек. Выпущено 36 машин.
  • ГАЗ(НАТИ)-ВМ: трехосный полугусеничный вездеход с кузовом типа седан и пикап, разработанный институтом «НАМИ» («НАТИ») в 1938 г. Мог передвигаться, как на колесах, так и при помощи резиновых гусениц устанавливаемых на задние колеса.
  • ГАЗ-ГЛ1: гоночный автомобиль построенный под руководством Е. В. Агитова в 1938 году. Автомобиль смог развить на дистанции в 1 км с ходу скорость 147,84 км/ч. Позднее, в 1940 году, на него был установлен форсированный силовой агрегат ГАЗ-11, мощностью 100 лошадиных сил. Модернизированная версия установила всесоюзный рекорд скорости — 161,78 км/ч.
  • БА-20: легкий бронеавтомобиль выпускавшийся с 1936 по 1942 год. Имел более вместительный кузов, пулеметную башню и пулестойкие шины. Всего было выпущено 2114 экземпляров бронеавтомобилей серии БА-20.
  • ГАЗ-М1Г: опытный, с газогенераторной установкой в заднем выступе кузова, и с охладителем газа под удлиненным капотом. Розжиг газогенератора и пуск двигателя занимал 5-6 минут, топливом служили деревянные чурки.

БА-20 легкий бронеавтомобиль на базе ГАЗ-М1

Источник: ГАЗ-М1, «эмка»

Советский автомобиль ГАЗ М1 «Эмка»: фото и технические характеристики

ГАЗ М1 — один из самых популярных автомобилей советской эпохи. Он производился в 30-40 годах прошлого столетия и собирался на заводе имени Молотова, который позже переименовали в Горьковский автозавод. За время существования модели ГАЗ М 1 было выпущено порядка 63 тысячи автомобилей, поэтому он считался одним из самых успешных за всю историю послевоенного СССР. Достичь таких же высот удалось только Москвичу и концерну ВАЗ (Лада).

Классический внешний вид и дизайн автомобиля ГАЗ М1

Во времена своего выпуска авто именовали просто — «Эмка», так как официально приставки ГАЗ еще не существовало (до 1962 года, когда Молотова исключили из партии, и уже в 63-м — отправили на пенсию).
Вернуться к оглавлению

История создания «Эмки»

ГАЗ М1 был уникальным автомобилем, так как выпускался в военный период. Из-за этого некоторые модели собирались не из комплектных деталей. Поставки запчастей постоянно прерывались, тогда как выпуск авто прекращать нельзя было ни в коем случае. Вот мастера и выходили из ситуации любым возможным образом. За это сейчас и ценится автомобиль. Некоторые из них сейчас стоят свыше 100 тысяч долларов, так как являются уникальными и неповторимыми в прямом смысле слова. А базовый ГАЗ М1 на вторичном рынке можно приобрести всего за 2-3 тысячи долларов.

Базовый автомобиль Газ М1 Эмка для продажи

Правда, тех, что остались на ходу и производились первые, не так и много. По большей части встречаются старые и изношенные развалюхи. М1 — это также советский автомобиль, который одним из первых получил статус «внедорожника» среди гражданских. Он действительно с легкостью выдерживал жесткие поездки по бездорожью. До этого подобной трансмиссией обладали разве что те автомобили, которые предназначались по большей части для армейских целей. А Эмки, в свою очередь, частично взяли в свою конструкцию ГАЗ-А, что выпускался ранее (в начале 1930-х годов).

И, кстати, инженеры, которые работали над созданием и выпуском «Эмки», не отрицают, что в какой-то мере за основу взяли автомобиль Ford типа B, что впервые был выпущен в Соединенных Штатах в начале 1932 года. Более того, в ГАЗ М 1 использовали схожую систему комплектации кузова с изогнутыми передними крыльями.

Внешний вид автомобиля Ford B

Запасное колесо при этом крепилось в задней части кузова. Непосредственно перед разработкой ГАЗ М 1 командой советских инженеров и вовсе проводились испытания западного аналога — автомобиля Ford. Там же были выявлены его существенные недостатки, в числе которых архаичное шасси, работа фрикционных амортизаторов, общая комфортабельность. Эмка на потребительский рынок была выпущена уже без этих недостатков.
Вернуться к оглавлению

Технические характеристики ГАЗ М1

В заводской комплектации ГАЗ М1 имел предустановленный 4-цилиндровый двигатель, общий объем которого составляет 3,2 литра. Предельная мощность — 50 лошадиных сил. Предельно возможная скорость — порядка 80 километров в час, до которой он разгонялся всего за 24 секунды. На свое время среди советского автопрома это были самые высокие показатели.

И несмотря на свой объемный двигатель, на 100 километров в смешанном режиме езды он потреблял всего 14,5 литров топлива. Довольно не плохо, если учитывать, что топливный бак был вместительностью в 60 литров и представлялась возможность поставить второй, дополнительный, объемом в 30 литров.

Клапанный механизм — SV, что было уже традиционно для того времени. Однако сам двигатель разрабатывался отдельно, где за основу была взята модель М. А вот охлаждение было жидкостным, без чего бензиновые двигатели и тогда не могли обойтись. Единственный минус мотора — это то, что блок цилиндров и все иные элементы механизма производились из чугуна. Кстати, заправляли авто тогда бензином А-66, производительность которого практически в 2 раза ниже того, который на заправках используется сейчас.
К сожалению, двигатель ГАЗ М не был чрезвычайно надежным.

двигатель для автомобиля ГАЗ М1

В нем довольно часто выходил из строя газораспределительный вал, отвечающий за своевременное открытие и закрытие впускных\выпускных клапанов. Из-за этого мощность мотора падала с увеличением степени изношенности. А строение карбюратора не позволяло толком отрегулировать период подачи топлива, поэтому приходилось часто полностью менять газораспределительный вал.
Вернуться к оглавлению

Колесная база ГАЗ М1

ГАЗ М 1 обладал одной из лучших трансмиссий вообще на тот период, даже если сравнивать автомобили с европейскими и американскими аналогами, что часто встречались на потребительском рынке. Колесная база составляла 284 полных сантиметра, по ширине — 144 (спереди — на 5 миллиметров меньше). Максимально допустимая грузоподъемность составляет 500 килограммов. Естественно, что возможности буксировать прицеп у автомобиля не было.

Габариты и колесная база Эмки

Нужно упомянуть, что в Фаэтон, который являлся опытным образцом Эмки, колесная база была немного шире. Но это не удивительно — изначально автомобиль планировалось использовать для рабочего класса и в сельском хозяйстве. Чуть позже появилась вариации ГАЗ М1 пикап, с увеличенной грузоподъемностью до 700 килограммов (рассчитана на 2 человек). Правда, его выпуск в свое время был под срывом.

Эта Эмка пользовалась небывалым спросом благодаря своей высокой скорости передвижения, легкости, с которой она преодолевала бездорожье, и надежности кузова. Именно автомобиль ГАЗ использовался основным в сельском хозяйстве, но позже его заменили на модификации ГАЗ 61, который разрабатывался как раз на основе ГАЗ М1. Привод автомобиля был задним, хоть компоновка подразумевала размещение двигателя спереди.

Усилие, естественно, передавалось через продольный кардан. Невзирая на убеждение инженеров, что такая конструкция в ГАЗ м1 будет ненадежной — получилось очень даже хорошо. Стандартный ресурс эксплуатации автомобиля до первого ТО составлял порядка 6 тысяч километров. По тогдашним стандартам — очень высокий показатель.

Управлялась работа трансмиссией через трехступенчатую механическую коробку передач. К ней никаких нареканий нет — она была стандартной практически для всех автомобилей ГАЗ. Рычаг — изогнутый, практически полностью располагался в салоне. Технические характеристики ходовой в будущем полностью перекочевали в пикап. В нем был изменен лишь кузов, и добавлена новая развязка для вывода назад габаритных огней.


Вернуться к оглавлению

Кузов и салон автомобиля ГАЗ М1

Не секрет, что Эмка не только частично копировала техническую составляющую Ford модели B, но и кузов. Единственное отличие советского автомобиля — более качественная звукоизоляция, что была достигнута благодаря ручной сборке практически каждого транспортного средства, а также более толстый кузов. Последнее сделано нарочно, так как автомобиль планировалось эксплуатировать в более суровых условиях, в том числе при очень низкой температуре окружающей среды.

Передняя часть кузова в Пикап осталась аналогичной, а вот сзади добавили грузовую нишу открытого типа с усиленным каркасом. Это благодаря ему в ГАЗ М 1 грузоподъемность была увеличена до 700 килограммов. Вот только при такой нагрузке максимально возможная скорость передвижения составляла всего 55 километров в час.

Дизайн салона автомобиля ГАЗ М1

А вот салон «Эмки» был относительно простым. В качестве обшивки использовалась серая или черная шерстяная ткань довольно низкого качества. В более престижных вариациях автомобиля ее заменили на кожу, но таких автомобилей выпустили менее 320 штук и использовались они преимущественно в аппарате генерального секретаря КПСС. Немного погодя у него прижилось название М1 Звезда. К сожалению, до нынешнего момента сохранились всего несколько таких транспортных средств, они располагаются в музее концерна ГАЗ.

Еще салон не имел деревянных деталей, что для того времени было необычно. Вместо них использовался металл с покраской под дерево — традиционная на тот момент вариация отделки. Следует быть честным — салон американского Ford визуально выглядел куда более привлекательным, так как его обшивали дерматином, а сидения уже имели собственную амортизацию.

Модификация автомобиля Газ М1

Такая же система использовалась позже в М1 Звезда, что производились уже после Великой Отечественной Войны. А у Пикап салон обладал еще более отделкой. Более того, из завода в нем не были предусмотрены резиновые коврики. Вот поэтому часто историки упоминают, что в этих автомобилях использовалась соломенная подстилка — ее делали сами шоферы, которым доводилось заниматься перевозкой. Дешевое решение не большой проблемы.
Вернуться к оглавлению

Будущая судьба ГАЗ М1

ГАЗ М1 выпускался на заводе Молотова включительно по 1943 год. Хотя некоторые источники указывают на то, что не малое количество моделей были выпущены и после 1946 года, но уже с немного видоизмененными техническими данными. Можно сказать, что те авто были прототипами ГАЗ 61. Салон в них остался идентичным, а двигатель уменьшился в объеме, оставив былую мощность Пикап выпускался и позже, но уже исключительно по правительственному заказу.

Вид сзади автомобиля газ М1 пикап

Например, большая их часть тогда эксплуатировались в восточных землях УССР и не только в сельском хозяйстве, но и в тяжелой промышленности. Окончательно Пикап прекратили выпускать только после 50-х годов, когда ГАЗ представил замену для Эмки в виде ГАЗ-61 (415 и 417 серий). Изначально ГАЗ М1 типа Пикап вообще планировалось заменить на ГАЗ-11, но тот в серийное производство так и не попал, так как был отвергнут самим Молотовым на этапе разработки.

По факту, Эмка прекратила свое существование в конце 50-х годов, хотя на советских дорогах они встречались еще до 70-х годов.

Чуть позже их ремонтировали, используя детали от ГАЗ-21. Именно такие экземпляры сейчас и реализуют под видом рабочих ГАЗ М 1. Но, по факту, это уже более современный автомобиль. Чуть позже планировалось выпустить версию такси.

газ м1 Эмка такси

При этом запасное колесо планировалось разместить в боковой части кузова, а сзади добавить дополнительный фонарь. Однако в серийное производство его не пропустили, а на дорогах использовался тот самый М1 Ударник с предустановленным таксометром. Они также широко применялись в Белорусской ССР, а в Москве курировали до 1946 года, после чего были выведены из эксплуатации, так как считались устаревшими моделями.

В начале сороковых годов появился еще и автомобиль ГАЗ вариации ГЛ-1. Это была модификация Эмки для гоночных соревнований. Правда, особого успеха она так и не достигла в спортивных состязаниях. В ней использовался форсированный двигатель М, мощность которого была увеличена аж до 100 лошадиных сил. Именно с его помощью чуть позже был установлен предельный рекорд скорости в 161 километров в час. Для тех времен — это просто неимоверно высокая цифра.

В 40-х годах планировалось выпустить и модель ГАЗ М1, в котором двигатель работал бы на сжиженном газе. К сожалению, выпустили только один автомобиль такого типа, который на данный момент хранится в НИИ автотракторной промышленности.

Технология была признана недоработанной, так как предельная мощность автомобиля падала до 30 лошадиных сил.

Этого было недостаточно для транспортировки 5 человек, на которых автомобиль был рассчитан. И это не говоря уже о модели Пикап, которая использовалась исключительно для перевозки груза. На текущий момент ГАЗ М1 в своей изначальной комплектации и на ходу (после реставрации, конечно же) хранится только в поселке Падиково, Московской области, в музее. Ежегодно ему устраивают обкатку на 20 километров для поддержания в нормальном техническом состоянии.


Вернуться к оглавлению

Замена автомобиля ГАЗ М1

Заменили настоящую легенду автомобилем ГАЗ-61, в котором привод был сделан уже на оба моста. Увеличен был и дорожный просвет, но сказать, что у него была лучше проходимость нельзя — она осталась на прежнем уровне. Единственное преимущество ГАЗ-61 как для потребителя — это салон, который модернизировали уже с учетом канонов от Ford. Первые модели выпускались еще во времена Великой Отечественной Войны, но активно производились и после ее окончания, когда завод ГАЗ (тогдашний Молотова) активно реконструировался.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 61

Эмка по праву может называться самым популярным автомобилем военного и пост-военного времени, что подтверждается огромным тиражом (наибольшим на тот момент в СССР для одной модели). Автомобиль получился настолько удачным, что практически во всех последующих моделях от ГАЗ, выпускающихся вплоть до 60-х годов, использовались те или иные элементы из Эмки. Многие из них перекочевали в ГАЗ-21, ГАЗ-61-447.

Машины Победы: ГАЗ М-1 :: Автопортал Третий Рим

7 мая 2018

История легендарной «Эмки»


Александр Шаронов, фото ТАСС, sovietcars.net


На днях мир отпразднует 73 годовщину окончания Великой Отечественной войны. Подвиг предков навсегда останется в нашей памяти. Но не стоит забывать их верных помощников, без которых Победа была бы невозможной — «железных коней». В основном принято вспоминать легендарные модели танков, самоходных артиллерийских установок и самолетов, но мы сегодня поговорим о легковых автомобилях.



А начнем серию выпусков о Машинах Победы с «Эмки». Примечательно, что серийный выпуск ГАЗ М-1 продолжался относительно небольшую часть Великой Отечественной: на Горьковском автомобильном заводе ее собирали с 1936 по 1942 год.



Современники называли этот автомобиль преимущественно «Эмкой». При этом даже в литературе того времени данная модель обозначалась как «М-1» или «М1», то есть название завода чаще всего не упоминалось. Все дело в том, что тогда производитель называл несколько иначе: Нижегородский автомобильный завод имени Вячеслава Михайловича Молотова (главы правительства СССР и председателя Совнаркома). Так что имя «М-1» обозначало «Молотовский-первый».

Немного предыстории


Предшественником «Эмки» был первый советский массовый легковой автомобиль — ГАЗ-А. Он был лицензированной копией Ford Model A. А поскольку американский прототип был разработан еще в 20-х годах, да к тому же он был во многом аналогичен до предела упрощенному Ford Model T, то уже в 30-х стало остро ощущаться не только моральное, но и технической устаревание.


Однако еще неокрепшая советская экономика не могла позволить себе разработку полностью новой модели. Не хватало и инженерного опыта: к тому времени автомобильная промышленность СССР выпускала в основном копии американских машин. Немудрено, что в правительстве решили идти проверенной дорогой.

Выбор западного образца


Вряд ли в отношении процесса создания «Эмки» можно применить такие термины как «разработка» и «проектирование». Все же Нижегородский автомобильный завод взял уже готовый автомобиль и лишь слегка его доработал.


За основу был взят Ford Model B 40A Fordor Sedan образца 1934 модельного года. Этот автомобиль оснащался четырехцилиндровым мотором. Можно было выбрать восьмицилиндровый Ford Model 18, однако из соображений экономии было решено остановиться на младшей версии. При этом необходимо понимать, что даже с учетом двукратного преимущества по количеству цилиндров «восьмерка» не была двое производительнее. Удивительно, но два ДВС были практически идентичны по рабочему объему: 3,5 литра для L4 и 4,6 литра для V8. Мощность оценивалась в 50 и 65 лошадиных сил соответственно.



Ford Model B


Да, уже в то время миром автомобилей правил маркетинг! Принято считать, что маркетологи стали диктовать свои требования лишь в 2000-х годах, когда машины окончательно «испортились». Тем не менее, еще в 30-х годах прошлого века Ford перешел на V8 исключительно по маркетинговым соображениям: такие модели попросту считались более престижными.


Одним из ключевых отличий Ford Model B от Model A был практически полностью металлический кузов. Он был разработан компанией Ford при поддержке кузовостроительной фирмы Budd Company. Еще на этапе проектирования был продуман более эффективный производственный процесс, который позволял повысить скорость сборки и снизить издержки. Не в последнюю очередь именно эти факторы привлекли советскую сторону.

Перепроектирование


Несмотря на то, что Нижегородский автомобильный завод получил полностью готовый автомобиль, по договору с «Фордом» производитель получил в основном лишь документацию. Молодому советскому предприятию требовалось не только доработать модель под требования правительства и подготовить ее к серийному выпуску, но и создать часть производственного оборудования.



«Эмка»


Задача по адаптации Ford Model B легкла на плечи инженеров под руководством А. А. Липгарта. В состав коллектива были включены Л. В. Косткин, А. М. Кригер, В. И. Борисов, Ю. Н. Сорочкина, В. И. Подольский, Н. Г. Мозохин, И. В. Новоселов и Б. Д. Кирсанова. По инициативе Липгарта были сформулированы требования к отечественной версии «Форда». Специалистам требовалось довести надежность отдельных узлов и агрегатов до определенного уровня, который бы позволил продолжительно эксплуатировать транспортное средство с учетом советских реалий. Требовалось повысить проходимость машины и упростить ее ремонт и обслуживание, чтобы даже низкоквалифицированные рабочие справились с основными задачами.

Так была ли «Эмка» полной копией Ford Model B?


Разумеется, ГАЗ М-1 был построен на базе Ford Model B, и без американской модели выпуск советской машины стал бы невозможен. Тем не менее, нельзя говорить о том, что два автомобиля были близнецами.



Из-за более строгих требований некоторые узлы Ford Model B были переработаны или спроектированы заново. К тому же конструкторы Нижегородского автомобильного завода уже накопили солидный опыт в производстве и ремонте ГАЗ-А, так что к середине 30-х они уже знали, какие элементы требуют доработки.


В итоге по некоторым параметрам ГАЗ М-1 для своего времени был даже более передовым автомобилем, чем Ford Model B, как бы невероятно это ни звучало. К примеру, подвеска советской модели была построена на базе четырех продольных рессор вместо двух поперечных. Также «Эмка» получила поршневые гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия, хотя заокеанский прототип использовал ротативные амортизаторы.


Еще одним нововведением стали резиновые подушки двигателя, которые позволили существенно снизить уровень вибрации и шума: на Ford Model B силовой агрегат устанавливался жестко. А вместо спицованных колесных дисков в СССР было решено остановиться на штампованных. При взгляде из XXI века совершенно очевидно, что по этим моментам ГАЗ М-1 оказался более современным автомобилем (шутка ли, эти решения до сих пор широко применяются в автомобилестроении).

Жизнь на конвейере


Первые серийные экземпляры «Эмки» сошли с конвейера 16 марта 1936 года. В общей сложности в том году было выпущено 2 524 автомобиля. Впоследствии объем производства был увеличен: в период до 11 декабря 1938 года предприятие собрало 41 650 легковушек.



Если верить документам ГАЗа, к 1942 году был произведено 62 888 экземпляров «Эмки». В июне 1943 кузовной цех завода был разрушен в результате налета немецкой авиации. После этого на свет появлялись лишь штучные автомобили, собранные из остатков запчастей. После окончания Великой Отечественной на базе М-1 производились отдельные модификации, ни одна из которых не стала поистине массовой. А уже в 1946-м на конвейер встал совершенно новый автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа».

Технические характеристики ГАЗ М-1 (1936 год)

  • Длина: 4 625 мм;
  • ширина: 1 770 мм;
  • высота: 1 780 мм;
  • просвет под задним мостом: 210 мм;
  • колесная база: 2 845 мм;
  • масса: 1 370 кг;
  • грузоподъемность: 500 кг;
  • двигатель: бензиновый четырхцилиндровый нижнеклапанный, мощностью 50 лошадиных сил;
  • коробка передач: механическая, трехскоростная двуходовая;
  • максимальная скорость: 105 км/ч;
  • объем топливного бака: 60 литров;
  • расход топлива (по эксплуатационной норме): 14,5 л/100 км;
  • запас хода с полной нагрузкой по шоссе: 460 км.
  • пассажировместимость: пять человек.

[В России всего два так тщательно восстановленных автомобиля ГАЗ М1…] ГАЗ … | Аукционы

Редкие автомобили и всё, что с ними связано…

Так, например, одним из лотов аукциона станет ЗИЛ-111В (1960г.) — эпохальная модель в отечественной автоистории, ставшая отражением времени Хрущева, которую изготавливали не на потоке, а штучно для высших партийных чиновников СССР. Всего было изготовлено 12 таких автомобилей. Представленному на торгах выпала почетная миссия: 14 апреля 1961 года из аэропорта Внуково в Кремль на нем проехал первый космонавт мира Юрий Гагарин. 100% оригинальный автомобиль в идеальном состоянии. К слову, про остальные авто этой серии известно не много. Один экземпляр ЗИЛ-111В Никита Хрущев подарил кубинскому лидеру Фиделю Кастро и как минимум одна машина обслуживала главу ГДР Эрика Хонеккера.

Один из лучших автомобилей представительского класса своего времени легендарный Cadillac Eldorado (1955г.) также представлен на аукционе. Для американцев автомобили марки Cadillac всегда были чем-то большим, чем просто средством передвижения, они превратились в предмет культового поклонения и стали частью поп-культуры. На этих машинах ездили главы государств, а последние 20 лет американские президенты ездят исключительно на Cadillac, звезды кино, а также представители преступного мира, самый известный из которых Аль Капоне. Именно автомобили марки Cadillac составляли большую часть автопарка Элвиса Пресли из 1200 машин, а модель Eldorado была его любимой, он скупал все ее модификации. Cadillac Eldorado смело можно назвать одним из самых известных в мире купе. А то, что культовые кадиллаки постоянно становились героями многочисленных фильмов и говорить не приходиться. Казалось бы, что может быть еще более кинематографичнее, чем эти большие американские корабли.

В 1955 году вышла в свет и получила звание «Автомобиль года» в Англии модель Bentley S1 — представитель легендарной британской автокомпании. Эта роскошная модель была оснащена двигателем 4,9 литра, мощность достигала 177 л.с., и, не смотря на внушительные габариты и вес, могла развивать скорость до 191 км/ч. Всего было выпущено 3538 экземпляров. Самые известные обладатели этого изысканного английского бренда в прошлом веке были королева Елизавета II и великий музыкант Джон Леннон. На аукционе представлен автомобиль Bentley S1 1958 года выпуска в отличном состоянии, ни разу не эксплуатировавшийся в России.

Германия прочно занимает лидирующие позиции на мировом авторынке, именно там и зародилась история автомобильной промышленности. Многие компании, основанные в конце XIXначале XXвека, успешно существуют и по сей день. Но сегодня мы хотим вам представить автомобиль в свое время широко известной марки, существование которой прекратилось осенью 1961 года, когда с заводского конвейера последней сошла именно эта модель, которую украсили черной лентой со словами: «Прощай, Изабелла, ты была слишком хороша для этого мира…». Borgward Isabella Coupe (1959г.) — самая популярная модель в истории бренда. Она продержалась на конвейере с 1954 по 1961 годы, всего было произведено около 200 000 таких автомобилей. На этих машинах с удовольствием ездили Марчелло Мастрояни и Пол Ньюман.

Но самую настоящую сенсацию на рынке автомобилестроения середины прошлого столетия произвела модель, сломавшая все каноны и устои, опередившая время минимум на пару десятков лет вперед, это легендарная Citroen DS 19 (1967г.). Она была признана самым красивым автомобилем столетия. Такой концентрации изобретений и необычных технических решений в одном автомобиле никогда не было! Впервые появившись 5 октября 1955 года в 9 часов утра на Парижском автосалоне, уже спустя 45 минут машину заказали 749 посетителей, а к концу дня их число превысило 12 тысяч, всего же за неделю поступило 80 тысяч заказов. И не удивительно: фантастический дизайн в совокупности с непревзойденными новейшими достижениями технического прогресса впервые были доступны массовому покупателю.

Citroen DS 19 стал самым сложным и самым совершенным в мире автомобилем, с которым не могла сравниться абсолютно ни одна марка.

Впервые в автомобилестроении были использованы стеклопластик (крыша) и алюминий (капот и багажник), дисковые тормоза, поворотные фары ближнего света, которые синхронизировались с рулевым управлением, т.е. крутились вслед за поворотом руля.

Впервые использовалась полуавтоматическая четырехступенчатая коробка передач, где отсутствовала педаль сцепления, а выбор передач осуществлялся подрулевым рычагом. Дефлекторы обдува, казалось бы привычная нам деталь интерьера, также появилась впервые именно на Citroen DS 19.

Но главная, сломавшая мозг автомобильному обывателю, особенность Citroen DS 19 — это гибкая гидропневматическая подвеска с корректором клиренса до 25 см, поддерживающая кузов на постоянной высоте выше земли, вне зависимости от нагрузки. Менять дорожный просвет можно было в зависимости от того, мчитесь ли вы по шоссе или покоряете сельские трассы.

Кстати, специально оборудованные, в том числе бронированные, Citroen DS использовались президентом Шарль Де Голлем и руководителями многих французских компаний. Citroen DS стал официальным автомобилем самого первого кинофестиваля в Каннах, а позже снимался и до сих пор снимается в сотнях фильмов и музыкальных клипов, оставаясь супермодным и суперстильным даже сегодня. А в 1965 году гостивший в СССР Шарль де Голь подарил черный Citroen DS Юрию Гагарину. Citroen DS доказал свое совершенство, выиграв огромное количество соревнований.

Старейший участник «Формулы-1», не пропустивший ни одного сезона с 1950 года, мультимиллиардная компания-гигант в мире спорта — Ferrari — много лет пользуется огромным успехом. С момента появления на мировом рынке Ferrari зарекомендовали себя как самые быстрые, дорогие и эксклюзивные автомобили, завоевавшие 16 призов за инженерные достижения, больше, чем кто либо другой.

Компанию Ferrari выбирали самые лучшие и высокооплачиваемые спортсмены. Например, легендарный Михаэль Шумахер, который 2 года возглавлял список Forbes, он побеждал 5 раз в период с 2000 по 2004 год.

Современные владельцы Ferrari знают, что они приобретают не просто автомобиль, а членство в элитном клубе.

На аукционе будет представлена одна из самых популярных моделей это марки — Ferrari 308 GTS Quattrovalvole 1983 года выпуска с пробегом 17500 миль, у которой был всего один голландский владелец. Это была первая Ferrari, которая использовала 4 клапана в цилиндре, что отражено в названии (Quattro valvole), т.к. считалось достижением, а с центральным расположением двигателя достигалась лучшая управляемость среди конкурентов. Дебют Ferrari 308 Quattrovalvole состоялся на парижском автосалоне в октябре 1982 года. Спорткар получил двигатель V8, мощность которого составила 240 л.с. С 1982 по 1985 таких автомобилей было собрано 6068 штук.

Интересный факт: в 2004 году компания Ferrari подарила 400-й и последний автомобиль Enzo с 6-литровым V12-образным двигателем Ватикану для Папы римского, Иоанна II. Но Папа выставил автомобиль на аукцион, а вырученные деньги были направлены на помощь жертвам цунами 2004 года в Индонезии.

На аукционе будет представлен редчайший экземпляр Hispano — SuizaBallotHS 26 «JUNIOR» с кузовом от VanVooren и с 6-цилиндровым 4,6-литровым двигателем. До сих пор есть табличка Ballot, № шасси 20004 указывает, что это 4й построенный экземпляр. Всего было произведено 124 автомобиля. Это был очень дорогой и эксклюзивный автомобиль, который конкурировал с Bugatti T41 Royale.

Позволить себе ездить на этих автомобилях могли только очень богатые люди и конечно же на них ездили короли, цари, звезды кино и прочая элита, а именно Альфонсо XIII, король Швеции Густав V, король Румынии Карл II, король Египта Аббас II Хильми, король Афганистана, принц Монако Луи II, принц-консорт Великобритании, шах Персии (Ирана), лорд Маунтбаттен, а также Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Андре Ситроен, Ротшильд, Эдсел Форд, Рене Лакоста, Гуггенхайм, Вандербильт, главы фирмы Cartier, Bacardi, Cointreau, Tissot, Bulova. На единственном в СССР Hispano — Suiza ездил Вячеслав Рудольфович Менжинский, совнарком связи СССР.

Первое место в списке сотни красивейших автомобилей всех времен и народов, икона стиля XXвека по праву считается JaguarEType. Впервые JaguarEtypeSeriesпоявился на автосалоне в Женеве в 1961 году и очаровал абсолютно всех. Даже сам Энцо Феррари назвал модель ETypeодним из самых красивых автомобилей в мире. На аукционе представлена именно эта модель — JaguarEtypeSeries— с объемом двигателя 3,8 литра, разгоном 6,9 секунды до 100 км/ч и максимальной скоростью 241 км/ч. Данный автомобиль за всю историю имел всего 2 хозяина. С 1962 по 1990 находился в калифорнии, в семье банкира. Затем автомобиль был куплен коллекционером и переехал в Италию.

Среди знаменитых владельцев этой модели были такие личности, как певец Фрэнк Синатра, актеры Стив МакКуин и Бриджит Бардо, а также греческий король Константин отдавал предпочтение спортивным автомобилям Jaguar E-type. Среди современных представителей мира кино и музыки особой любовью к автомобилям Jaguar E-typeвыделяются Николас Кейдж, Элтон Джон и Стинг.

Когда Шарль де Голль посетил с государственным визитом в Канаду в 1960 году, официальные автомобили для кортежа были Jaguar Mark IX. Нигерийское правительство купило сорок автомобилей Jaguar Mark IX, окрашенных в государственные цвета зеленого и белого. Кстати, и эта модель также представлена на аукционе.

Самое выгодное предложение этого аукциона — Rolls-Royce Silver Shadow II 1979 года выпуска. История, начавшаяся более 100 лет назад, в далеком 1904 году, до сих пор сохранила то очарование и роскошь, ради чего долгое время бились создатели бренда. Экстравагантность и комфорт в сочетании с безупречным качеством этих классических автомобилей сделали элитную британскую марку Rolls-Royce лучшей из лучших в своем классе. Об этом свидетельствует и то, что эти роскошные автомобили предпочитали члены королевских семей, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса. Одним из первых покупателей стал Нельсон Рокфеллер. От миллионеров не отставали и императоры: Rolls-Royce появились и в гараже Николая II. После Октябрьской революции царские Роллс-Ройсы перешли в распоряжение новой власти. Три из них забрал себе Ленин, не чуждый идеи роскоши. По одному получили Лев Троцкий и председатель Совнаркома Украины Христиан Раковский. А в 1921 году в гараже Совнаркома было уже 13 автомобилей этого бренда. Л.И. Брежнев тоже питал слабость к этим английским автомобилям. Их у него было три. Один из них, а именно Rolls-Royce Silver Shadow II, ему подарила королева Елизавета II, которая сама обладает сразу пятью такими автомобилями. И это только небольшой список всех именитых владельцев этих классических автомобилей.

Помимо выше перечисленных ретро автомобилей в коллекции представлены и другие не менее легендарные модели. Утонченные, в уникальном дизайне, с присущими тому времени чертами, они представляют собой уникальные произведения автомобильного искусства, вызывающие восхищение не только у любителей старинной классики.

Приглашаем вас принять участие в аукционе Ретро автомобилей, который пройдет 15 февраля в АртЛитфонде на заводе Кристалл, Самокатная улица, д. 4, стр. 7. Предпросмотр автомобилей — с 1 по 14 февраля. Получить более подробную информацию об автомобиле и записаться на предпоказ вы можете по телефону +7 903 278-18-90.

Также у вас есть возможно принять участие online, зарегистрировавшись на сайте www.litfund.ru.


Радио-репортаж «Автомобили расскажут свои истории» Дмитрия Гронского «Коммерсантъ FM»

Шумоизоляция Turbo М1 виброматериал для авто

Описание

Turbo М1 — вибропоглощающий материал используется для гашения вибрации в зонах с легкой нагрузкой.

Характеристики:

  • Толщина, мм — 1,5
  • Размер листа, мм — 500 х 700
  • КМП, у.е. — 0,21
  • Вес листа, кг — 0,95
  • Удельный вес, кг/м2 — 2,7
  • Адгезия, Н/см — 6
  • Количество листов в упаковке — 10
  • Влагостойкость материала — ДА
  • Артикул — TR100-20-01

Для подкапотного пространства — не перегружает своей массой моторный отсек и делает тише работу двигателя и подвески. Защищает лакокрасочный слой от пыли, грязи и реагентов, которые могут стать причиной возникновения коррозии.

Для крыши автомобиля — улучшает каркасность, снижает уровень шума от дождя и улучшает акустические характеристики автомобиля.

Для крышки багажника — облегчается закрытие, звук при закрытии багажника становится приглушенным, как у премиальных автомобилей.

Для боковых дверей  автомобиля  —  не перегружает своим весом петли в двери, облегчается закрытие, звук при закрытии становится приглушенным, как у премиальных автомобилей.

Монтаж

Все виброматериалы Турбо имеют хороший мастичный слой, который можно применять без использования дополнительных клеевых материалов. Этот слой защищен специальной антиадгезионной бумагой, которая легко снимается, после чего материал становится готовым к монтажным работам.

Для простоты и дополнительного удобства при раскрое материала на фольгированной поверхности нанесено тиснение в виде ячеек размером 5 х 5 мм.

Раскройку материала проводите в защитных перчатках, чтоб не допускать порезы о края фольгированной поверхности.

Для улучшенного прилипания к поверхности мастичный слой желательно монтировать при температуре от 15 до 25 градусов по цельсию. В холодный период времени можно воспользоваться монтажным феном. Место монтажа тоже рекомендуется подогреть.

Наносить материал нужно на чистую обезжиренную поверхность. Обезжиривать можно любым средством, не содержащим восковую основу (нельзя обрабатывать керосином и бензином).

Вибропоглощающий материал нужно хорошо прикатать роликом или подобными инструментами, выгнать воздушную прослойку из мастичного слоя. Материал должен полностью плотно расположиться  на поверхности, т.к. под ним может образоваться конденсат. Раскатывать нужно пока ячейки на фольге не разгладятся.

Монтаж виброизоляционного материала Turbo рекомендуется наносить стык в стык или с небольшим отступом друг от друга. Если Вы хотите наклеить материал внахлест, место наложения двух слоёв нужно также тщательно прикатать.

Тюниг-ателье и автосервис Auto-M1 в Москве рядом с метро Преображенская площадь

Производители автомобилей тщательно работают над дизайном моделей, но из-за массового выпуска все равно не удается персонализировать кажое авто. Сделать транспортное средство непохожим на другие, выделить его в общем потоке машин помогает тюнинг. В ходе него может изменяться экстерьер кузова, оформление салона, технические характеристики. Тюнингованный автомобиль становится средством самовыражения, помогает владельцу проявить свою индивидуальность. Еще одно преимущество такой машины — приметность: даже при угоне разыскать ее будет проще.

Почему тюнинг должны проводить профессионалы?

Многие автолюбители считают, что можно не обращаться в тюнинг-ателье и воплотить свои идеи по модификации авто самостоятельно. Но отсутствие необходимых знаний и навыков часто приводит не к тому результату, который ожидается. При обработке кузов легко повреждается, неправильная установка на него дополнительных элементов нарушает аэродинамику, неумелое вмешательство в электронику приводит к выходу из строя дорогостоящих систем. Вместо того, чтобы сделать тюнинг недорого, приходится переплачивать за ремонт. Чтобы избежать этих неприятностей, стоит обратиться к профессионалам.

Автосервис «АВТО-М1» выполняет все виды тюнинга с гарантией. Наши специалисты проводят:

шумоизоляцию салона;

нанесение на кузов различных изображений;

полировку и обработку жидким стеклом и другими защитными покрытиями;

модификацию ходовой, шиномонтаж;

установку и подключение дополнительной электроники;

монтаж аудиосистем

и многие другие работы.

Цена тюнинга зависит от объема и сложности, стоимости используемых материалов. Для предварительного расчета сметы звоните по указанным на сайте телефонам, а для проведения работ приезжайте в наше тюнинг-ателье в Москве у метро Преображенская площадь/Сокольники.

История BMW M1

Из декабрьского 1981 года выпуска Car and Driver.

BMW сделала M1 передовым выражением своего автомобильного искусства. M1 также был предназначен для победы в гонках. Название автомобиля олицетворяет его значимость: буква «М» обозначает все конструктивные проекты BMW по существу, а цифра «1» означает важность этого проекта в истории инженерной мысли BMW.

Но между рождением концепта M1 в середине 1975 года и концом производства в декабре 1980 года кое-что произошло.M1 был создан, чтобы представить BMW в новом чемпионате производителей, основанном на автомобилях с серийными силуэтами. Однако прежде, чем M1 смог выйти на рынок, маятник общественного мнения, который качнулся от чистокровных прототипов спортивных автомобилей к серийным автомобилям начала семидесятых, снова качнулся. К 1980 году автомобили Silhouette устарели. M1, построенный специально для омологации гоночного автомобиля последнего поколения, внезапно стал устаревшим. В то же время Йохен Нерпаш, человек, ответственный за гоночный престиж BMW в семидесятые годы и создатель M1, тоже стал сиротой из-за этой бури, его карьера в BMW обречена из-за споров вокруг этого автомобиля.Короче говоря, история M1 окутана недостатками того, что считалось лучшей надеждой на всемирное возрождение шоссейных гонок в семидесятые годы — силуэтного автомобиля.

Neerpasch и M1 были отождествлены друг с другом с самого начала. Он пришел в BMW в 1972 году и создал полуавтономную гоночную компанию BMW Motorsports GmbH. Вскоре купе 3.0 CSL стало доминирующей силой в чемпионате Европы по кузовным гонкам. Но к 1975 году CSL был устаревшим на производственной линии, а также для нового Чемпионата мира производителей в Группе 5.Решение Neerpasch состояло в том, чтобы возродить концепцию спортивного автомобиля BMW со средним расположением двигателя, проект, который восходит к 1972 году, когда Пол Брак спроектировал и построил шоу-кар BMW Turbo на шасси с четырехцилиндровым двигателем 2002 года с турбонаддувом. (Фактически BMW начала эксперименты с турбонаддувом задолго до Porsche.) BMW изначально отказалась от этой концепции, чтобы сконцентрироваться на своем новом поколении седанов, но автомобиль казался убедительным в качестве основы для гоночной программы.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

По мере появления проекта E26 (инженерная концепция 26) будет разрабатываться Джуджаро и его сотрудниками Ital Design на основе проверенного гоночного двигателя CSL.Lamborghini построит 400 автомобилей, что сделает их дизайн пригодным для гонок Группы 4. Как только омологация будет завершена, версия шестицилиндрового двигателя CSL с турбонаддувом будет установлена ​​на заводской гоночный автомобиль, и, согласно плану, начнется победа.

Из-за финансовых проблем Lamborghini начало производства было отложено по сравнению с первоначальным сроком 1977 года, поэтому BMW Motorsports в спешке создала гоночный 320i для соревнований Группы 5. Хотя M1 был официально объявлен вскоре после (январь 1978 г.), неизбежное банкротство Lamborghini наконец вынудило BMW расторгнуть свой контракт 20 апреля 1978 г.Согласно новому плану, Marchese построит трубчатую раму автомобиля, TIR будет формировать стекловолокно, а затем Ital Design соединит их и установит интерьер. Затем автомобили будут отправлены из Италии в Штутгарт, где Баур, долгое время создававший серийные прототипы BMW, установит оборудование BMW. BMW Motorsports будет делать окончательную подготовку в Мюнхене — фактически, автомобиль будет иметь заводскую табличку BMW Motorsports.

Тем временем, чтобы спасти престиж BMW на гоночной трассе, Неерпаш объявил в июле 1978 года, что BMW продала серию автомобилей типа IROC под названием Procar Ассоциации конструкторов Формулы-1.Пятерка лучших в каждой гонке Формулы-1 возглавит подготовленные BMW M1 и сразится с пятнадцатью частниками, которые также будут участвовать в M1. BMW Motorsports подготовилась к этому предприятию, проведя перепланировку своего предприятия на Преуссенштрассе за 2,5 миллиона долларов, в результате чего у него появился выставочный зал, мастерские, динамометрические залы, офисы и рабочая сила на 160 человек — все это атрибуты независимого автопроизводителя. Заинтересованное руководство BMW также назначило соруководителя из Neerpasch для надзора за финансами компании.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

M1 наконец-то вышел на гоночный трек в 1979 году, но неудача преследовала его с самого начала.Серия Procar получила неоднозначные отзывы, продемонстрировав великолепие, но также и свидетельство ранних проблем с двигателем. Участие в гонках на выносливость в Уоткинс-Глене и Ле-Мане в Группе 4 провалилось. Кроме того, для двигателя M88 M1 не было готово турбонаддув, потому что вся работа была сосредоточена на четырехцилиндровом двигателе McLaren с турбонаддувом для 320i. Таким образом, даже когда Neerpasch ввел в эксплуатацию специальный Group 5 M1 с марта 1979 года, получившаяся нелегальная машина была недостаточно мощной. Подобная версия, на которой Джим Басби участвовал в гонках в Америке, в конечном итоге пострадала от оснащения малоблочным двигателем V-8 Chevrolet.

Провал проекта был завершен к 1980 году. Бюджет BMW Motorsports был урезан почти на 75 процентов. Контракт с Procar был продан английской компании BS Fabrications. Подвергаясь внутренней атаке за то, что инженеры отвлекали внимание от уличных автомобилей, и все же стремясь разработать четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом для Формулы 1, Неерпаш покинул BMW Motorsports. Все понимали, что M1 потерпел неудачу как гоночный автомобиль, потому что его разработка оказалась слишком дорогостоящей и не успевала за изменениями в правилах гонок — два важных провала в силуэтных гонках, что подтвердит любой участник IMSA или NASCAR.

Производство M1 остановилось в декабре 1980 года на 430 автомобилях, из которых от 35 до 40 были гоночными. Поскольку семейные седаны спасли BMW от банкротства в начале шестидесятых — а не экзотику, как спорткар 507, — BMW не видела причин для сохранения M1 перед лицом того, что она считала сокращающимся рынком экзотики.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Тем не менее, BMW и Neerpasch оставили после себя замечательный памятник автомобильному совершенству, как покажут следующие тесты стандартного M1 и гоночного M1 Дэйва Коварта.M1 — это именно то, что Нерпаш всегда говорил: «Нормальный автомобиль, но нормальный на более высокой скорости, чем другие автомобили». И теперь, когда рынок экзотики расширяется, остается только надеяться, что усилия Alpina по возрождению производства доработанного и доработанного M1 увенчаются успехом. M1, возможно, был правильным автомобилем в неподходящее время, но каждый водитель заслуживает того, чтобы побывать за рулем того, что, вероятно, является лучшим быстрым автомобилем из когда-либо построенных.

Когда вы едете на BMW M1, вам лучше знать все, что нужно знать об автомобиле.На каждой остановке вас будут осаждать автолюбители с открытыми ртами, которых легендарный баварский ультракар притягивает, как мотыльки к пламени.

M1 действительно запретный плод. Он никогда официально не экспортировался в США, а общий тираж составил всего 430 единиц. Даже полупустые специализированные импортеры-сертифицирующие организации не ввозят многие из них контрабандой. Поэтому, когда Алан Харди и Том Шварц подъехали к нам для тестирования, мы знали, что долгие годы коллективной чистой жизни сотрудников Car and Driver наконец окупились.Наш M1 был одет в чистый белый цвет с европейской отделкой, еще не запятнанной федеральными правилами безопасности и вредными выбросами. Однако после нашего испытания компания Hardy & Beck в Беркли, штат Калифорния, лишила его цветков, а затем доставила его нетерпеливо ожидающему покупателю магазина BMW Шварца в Цинциннати, штат Огайо, за 115 000 долларов.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Даже те, кто не узнает M1, знают, что это не обычная колесница. Он выглядит так же агрессивно, как и все, что вы, вероятно, увидите на дороге: его высота составляет менее 45 дюймов, ширина составляет около 72 дюймов, и он цепляется за тротуар с помощью четырех приземистых P7 Pirelli, установленных на крайних бортах автомобиля.Его основная форма, безусловно, привлекательна, но главная тема — это функция. Кузов M1 представляет собой аэродинамически эффективную оболочку, обернутую вокруг оборудования, генерирующего скорость, и необходимого места для двух пассажиров. Он изготовлен из стекловолокна по исключительно высоким стандартам. Ни на одной из панелей нет ни ряби, ни волн, и они подходят так, как если бы были нанесены лазером из единого карниза.

Похожая тема перенесена в интерьер. Базовый дизайн можно охарактеризовать как совершенный кит-кар: плоская приборная панель и в основном простые формы, образованные несколькими небольшими деталями.В то время как большинство интерьеров кит-каров могло бы посрамить самого Джей Си Уитни, внутренности BMW прекрасно обставлены. Приборная панель, нактоуз, консоль и дверные карманы тщательно подогнаны и обиты кожей, прошитой вручную. Баланс интерьера выполнен с использованием приглушенной ткани в клетку черного цвета и серого шерстяного коврового покрытия. Учитывая крайне ограниченный производственный цикл, это был очень разумный подход.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Положение водителя на удивление вертикальное для такой низко расположенной машины.Хотя ваши ноги лежат практически параллельно полу и слегка направлены внутрь, чтобы освободить колесные арки, ваш торс сидит удобно, как седан, вертикально. Из этого положения все органы управления легко доступны, а обзор отличный, за исключением задней части. Даже жалюзи двигателя, которые изначально раздражают, со временем становятся почти прозрачными. Сами элементы управления предназначены для упрощения работы, а не для визуального воздействия. Прекрасный пример — рулевое колесо.Это классический трехспицевый дизайн с толстым упругим ободом и выемками для пальцев для хорошего сцепления. Но вместо центральной кнопки звукового сигнала на расстоянии от вашей рукоятки на каждой спице есть кнопка, доступная для большого пальца, которую вы можете использовать без ущерба для управления колесом.

Эта тщательно продуманная система управления соединяется с лучшим рулевым управлением, которое мы когда-либо встречали в уличных автомобилях. Он очень прямой, достаточно легкий, не подвержен влиянию скорости (в отличие от рулевого управления 911 Porsche) и красноречиво говорит о тесной взаимосвязи между передними шинами и дорожным покрытием.Есть некоторая отдача, но это небольшая цена за подлинную информацию о рулевом управлении.

На более высоких скоростях аэродинамика заслуживает похвалы за эти характеристики, поскольку M1 остается твердо, безмятежно прижатым к асфальту. Мало того, что подъемная сила минимальна, но наши тесты на выбеге показывают, что аэродинамическое сопротивление M1 также низкое. Мы измерили, но для преодоления аэродинамических сил на скорости 50 миль в час требуется 7,5 л.с. Ferrari Boxer, автомобилю с почти идентичной площадью лобовой части, требуется 10 л.с., что на треть больше, чтобы продвигать свою менее эффективную форму в воздухе.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Способность плавно рассекать ветер значительно упрощает работу двигателя, но в случае M1 это просто глазурь на и без того насыщенном пироге. M1 приводится в движение 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем, настроенным для уличного использования. Но смягчили только калибровку, а не железо. 24 клапана, двойные верхние кулачки с цепным приводом, система смазки с сухим картером, система зажигания, запускаемая коленчатым валом, механический впрыск топлива с синхронизацией по времени, питающий шесть отдельных дросселей, и настроенные коллекторы из стальных трубок с самыми большими трубками в этом месте. сторона большого блока Chevy, все еще остается.Чистая мощность этой машины Primo составляет 266 лошадиных сил при 6500 оборотах в минуту.

Этого достаточно от рядной шестерки объемом 211 кубических дюймов, чтобы разогнать 3000-фунтовый BMW до 60 миль в час за 5,4 секунды, до 100 миль в час за следующие 8 секунд и до 130 за 26,3 секунды. Разгон продолжается до красной черты на пятой передаче, или 161 миля в час. Эти жестокие упражнения сопровождаются приглушенными, но подлинными звуковыми эффектами, настроенными на гонку. Стон впуска преобладает на более низких оборотах, достигая пика вместе с крутящим моментом при 5000 об / мин, после чего рычание выхлопа берет верх.Несмотря на героическую удельную мощность в 80 л.с. на литр, силовая установка M1 полностью довольна низкой скоростью и довольна возиться без жалоб. Этот одомашненный гоночный двигатель посрамляет большинство уличных двигателей как мощностью, так и темпераментом, хотя, по общему признанию, он не ограничен американскими выбросами и соображениями экономии топлива.

Похожая стратегия гонок, преобразованных в уличную, была использована для шасси M1. Базовые основы — рычаги управления неравной длины, газовые амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади — были заложены для версии автомобиля Group 4, мощностью 470 л.с., гладкой для гамбола.Когда инженеры BMW сделали его уличным, им не нужно было беспокоиться об управляемости и устойчивости — у них это было в избытке. Они могли сосредоточиться на добавлении комфорта и изысканности.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Эти усилия были однозначно успешными. M1 управляется так же хорошо, как и любой другой уличный автомобиль, на котором мы ездили. Его ответы мгновенные, прямые и без искажений. Его контроль настолько легок, что можно быстро предположить, что он практически не имеет ограничений на поворотах.Это ошибка, как я обнаружил, когда крутил M1 на залитой мрамором въездной рампе. Фактический предел составляет 0,82 г. Конечно, отличный показатель, но не такой звездный, как мы ожидали. Ограничение, наверное, резина. Pirelli P7 от M1 не больше Porsche 911 на 400 фунтов легче. То, что на внешнем виде M1 говорится, что Porsche — это дань уважения его подвеске и превосходной компоновке шасси, но его мощность на поворотах может выиграть от более крупных шин.

Резина большего размера, однако, увеличит неподрессоренную массу и может отрицательно повлиять на отличную езду M1.Конечно, он прочный, но он имеет достаточный и гибкий ход, чтобы избежать падений на дно и общей резкости, от которой страдает большинство гиперкаров.

Единственные настоящие недостатки M1 — незначительные. Коробка передач ZF с ее слегка перекошенным рисунком требует концентрации и быстрого переключения мускулов. То же самое и с ускорителем, который напрягается из-за разнообразных возвратных пружин и механического трения, присущего группе из шести дросселей. В сочетании с небольшим тормозным усилием это делает переключение между пятками и носками деликатным.

Но это мелочи. M1 — это вершина сверхскоростных трамваев. Его чрезмерная мощность, управляемость и отзывчивость уравновешиваются комфортабельными условиями проживания и цивилизованной ездой. Если мягкую гоночную машину можно сделать так хорошо, то все остальные производители ультрамашинов поступают неправильно. — Csaba Csere

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

Дэвид Коуарт на днях принес немецкий гром в Анн-Арбор.Мы попросили его вытащить его из трейлера, чтобы мы могли подключить к нему электронные устройства технического отдела, а затем он влез в него и заставил тротуар замяться. Гоночный M1 имеет на 200 лошадиных сил больше и на 500 фунтов меньше, чем ваш обычный M1 на улице Milquetoast street. У гоночного M1 также достаточно духа, чтобы разыграть второе место с разгоном с нуля до шестидесяти, которое мы когда-либо регистрировали.

Но это только часть того, что мы искали. Гонщика BMW часто называли своего рода автомобилем на полпути, недостаточно хорошим в чем-либо, чтобы заставить гонщиков сесть и принять к сведению.Конкурс IMSA GTO в этом году положил конец такой ажиотажной шумихе.

Ближе к концу сезона Дэвид Коварт одержал серию из семи побед подряд, вторую и еще две победы, тем самым выбив титул чемпиона GTO. Обратив внимание на эту небольшую деталь, он подключил штурмана гонок на выносливость Кенпера Миллера на оставшуюся часть гонок, пытаясь стать первым гонщиком, который закончил год первым и вторым в общем зачете по очкам, выигранным на одной и той же машине. Итак, Миллер выиграл на Роуд Атланта.

Их гонщик проехал много миль. Построенный в 1979 году для суровых условий серии Procar, он впервые был запущен итальянской BMW, и Коварт говорит: «Мы купили его через BMW Motorsports, они забрали его и освежили. машина обошлась нам примерно в 70 000 долларов. Мы купили запасной двигатель за 35 тысяч, транспортер и все углы [запасные части подвески], и мы сделали формы кузова, чтобы мы могли делать свои собственные части, в том числе легко снимаемые. , цельный нос.Каждая модернизация двигателя обходится нам от двенадцати до шестнадцати тысяч долларов, так что их не дешевы в эксплуатации, если не считать того, сколько у нас времени жизни. Мы поставили новый двигатель для Атланты и выиграли с ним следующие пять гонок, более 25 часов спринтерских гонок, и он все еще тянул, как Медведь Джека, когда мы, наконец, вытащили его ».

ААРОН КИЛИ

Гоночный двигатель представляет собой усовершенствованную версию уличного двигателя M1 DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр, который сам является производным от здоровой шестицилиндровой шестерки BMW, используемой в серийных автомобилях 5, 6 и 7 серий. .Гоночный мотор очень похож на гоночный автомобиль в том смысле, что он не несет в себе скрытых магических источников своих сильных сторон, а только изобилие инженерных разработок. Поскольку планировалось, что уличный автомобиль будет больше, чем тенью гонщика, из этого следует, что гонщик не запутает никого, кто внимательно следил за серийной версией.

Шасси состоит из таких же трубчатых коробок, но усиленных и скругленных посередине скромного каркаса безопасности. Подвеска модифицирована для более низкого дорожного просвета, гоночных шин, более жестких пружин, более мощных амортизаторов и нескольких вариантов стабилизаторов поперечной устойчивости, но компоновка остается той же, классическая конструкция рычага управления неравной длины со спиральными пружинами и т. Д. всех современных гоночных автомобилей.

Рулевое управление ускорено с 3,1 оборота до 2,0 оборота гонщика, а его колеса и шины спереди и сзади стали почти на 50 процентов шире. Большая воздушная заслонка, громоздкие ракеты и массивное крыло помогают выдерживать дорогу и обеспечивать устойчивость на высоких скоростях, но широкие ракеты плохо влияют на управление воздушным потоком. Согласно тестам, сопротивление гоночного автомобиля за счет аэродинамических потерь и потерь на трение выросло на удивительные 50 процентов.

ААРОН КИЛИ Автомобиль и водитель

В своих размышлениях о обычном M1 Чаба Чере ссылается на малые размеры шин P7 по сравнению с весом автомобиля.У него хороший баланс, но максимальное сцепление с дорогой — это нечто меньшее, чем экстраординарное для автомобиля со средним расположением двигателя и хорошей подвеской. Большие Goodyears гоночного автомобиля позаботятся об этом, значительно увеличивая силу на поворотах, с 0,82 г до 1,15 г.

BMW увеличила тормозную способность за счет увеличения размера набора суппортов и роторов, которые выглядят так, как будто они могут остановить самый большой Peterbilt от Mach I. Тормоза ATE шире и более чем на дюйм в диаметре, чем у дорожных моделей, и они достаточно хорошо сбалансированы с распределением веса по центру двигателя, чтобы опустить победителя GTO с 70 до полной всего за 164 фута.

Баланс гоночной машины достаточно хорош, и Коварт говорит: «Когда я впервые ездил на ней, она была удобной, но, оглядываясь назад, вероятно, было слишком комфортно, потому что мы действительно не начали двигаться быстро до этого года. Кажется, быть порогом. Вы подходите к нему и чувствуете, что потеряете машину, но если вы просто продолжаете толкать, вы переступите порог, а затем вы подбегаете ко второму. Просто держите ногу в Конечно, мы несколько раз превысили второе плато.. . . »

Непринужденная флоридская растяжка Коварта подчеркивает края его бородатой улыбки. В свои 39 он настолько свободен, насколько можно ожидать от успешного биржевого маклера Sun Belt. Он командовал экипажем военно-морского катера во Вьетнаме и пропадает по выходным, не входящим в состав IMSA, чтобы получить вторую жизнь в качестве полноправного командира военно-морского резерва. Его способности как бизнесмена обеспечили спонсорство M1 в Red Lobster Restaurants — взаимовыгодном соглашении, которое в следующем году вырастет, чтобы покрыть дополнительные расходы на полную кампанию в категории GTP.Дэвид Коварт, кажется, вызывает уважение и относится к окружающим с осторожным юмором.

Вопрос о прозрачных резервуарах для жидкости, которые командир экипажа Джек Дерен расположил на уровне окна в кабине M1, вызывает улыбку.

«Прежде всего, вы должны осознать, что Джек находился под опекой Руба Голдберга в течение нескольких лет, поэтому вы увидите на машине такие вещи, которые никогда не увидите на чужой. На самом деле, они работают. Бачки с тормозной жидкостью находятся наверху, потому что во время длительных гонок мы следим за уровнем жидкости, и это указывает на износ колодок.Что в любом случае оказалось академической особенностью, потому что износ колодок в этой машине не был решающим фактором. Вы можете работать в Себринге все двенадцать часов с одним и тем же комплектом тормозных колодок ».

ААРОН КИЛИ

Коуарт оглядывается, чтобы увидеть, находится ли Дерен в пределах слышимости.

«Вы обратили внимание на тот длинный втягивающийся шнур, который проходит через приборную панель? Ну, это его способ удержать провод радиосвязи от наматывания на рулевое управление.Это одна из тех выдвижных брелков! »

Руби Голдберг, возможно, не знал о гоночных машинах, но Дерен, очевидно, знает. Если недавний рекорд команды не был достаточным доказательством, наши показания результатов подтвердили это.

Яростно отзывчивый и практичный 3,5-литровый двигатель разгоняет свой клиновидный корпус весом 2500 фунтов с места до 100 км / ч за 3,5 секунды с идеальным безнаддувным сочетанием управляемости, передачи и тяги. Хотя он имеет меньшую предельную мощность и больший вес, чем, скажем, , JLP Racing Porsche 935, Red Lobster M1 сходит с трассы так чисто и ускоряется так сильно в нижнем диапазоне своего диапазона, что он опережает 935 до 60 на 1.5 секунд, и это всего на полсекунды медленнее, чем у гораздо более легкого и мощного Can-Am March Тео Фаби. M1 имеет преимущество в затраченном времени по сравнению с 935 в конце четверти мили, 11,6 секунды против 12,3, но Porsche оживает с максимальной скоростью 136 миль в час, поскольку M1 ускользает от скорости 122 миль в час. Уличный M1 разгоняется с собственного разгона с нуля до шестидесяти за 5,4 секунды и четверть мили за 13,7 со скоростью 102 миль в час, без сутулости, но разве не чудесно, что сделали дополнительные 200 лошадиных сил и снижение веса на четверть тонны? для Дэвида Коварта?

Когда вы закончите эту трилогию M1, немного обидитесь на BMW за то, что они не продолжили M1, но отдайте им должное за то, что они в первую очередь подарили Неерпашу свою голову.И обратите внимание на новую версию BMW M1, построенную на базе Alpina. Не переставайте мечтать. — Ларри Гриффин

Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты. Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на сайте piano.io.

Brilliance Auto M1 / ​​M2 / M3 / FRV

2009 год знаменует собой первый визит китайского автопроизводителя Brilliance Auto на автосалон в Детройте.Компания производит две линейки автомобилей: мини-автобус под названием Jinbei, который, по их утверждениям, занимает 60 процентов внутреннего рынка Китая, и четыре легковых автомобиля, включая два седана, купе и хэтчбек. Машины появились в Детройте и, вероятно, представляют собой модели, аналогичные тем, о которых компания может подумать о продаже когда-нибудь в США. Другими словами, этот визит в Северную Америку представляет собой не что иное, как «эй, мы существуем, и мы хотели бы продать вам наши машины когда-нибудь в будущем.

Все они в какой-то степени кажутся знакомыми, хотя ни один из них не является прямым копированием автомобиля другого автопроизводителя, как мы видели в прошлом с другими китайскими марками. И даже BYD на выставке этого года. Однако пресс-конференция компании была усеяна названиями других производителей, а Brilliance отказались от таких крупных компаний, как Toyota, Porsche и BMW. Связь с первыми двумя была туманной, но у компании действительно есть совместное предприятие с BMW по производству моделей 3-й и 5-й серий для китайского рынка.Это может объяснить некоторые знакомые названия моделей компании.


M1

M1 — попытка Brilliance создать роскошный седан. Внутри кожаные сиденья, автоматическая подсветка и даже Bluetooth. Он использует 1,8-литровый двигатель с турбонаддувом мощностью 167 л.с. и мощностью 173 фунт-фут в сочетании с механической или автоматической коробкой передач. В отличие от одноименного BMW, двигатель расположен спереди и приводит в движение передние колеса.


M2

Езда на 109.8-дюймовая колесная база от M1, M2 в целом немного короче. У него более агрессивная передняя часть с фарами, внешне напоминающими фары BMW 5-й серии. Мощность снова исходит от 1,8-литровой мельницы.


M3

Наш очевидный фаворит среди группы Brilliance, M3 — «спортивное купе» с большим задним люком. Мы ожидаем его прибытия в США и последующих побед в сравнительных тестах. См. Информацию о двигателе выше.


FRV

Самая маленькая из четырех показанных моделей FRV представляет собой пятидверный хэтчбек, который не уступает кажущемуся турбонаддуву Brilliance 1.8-литровый тренд, а вместо этого получает мощность от 1,6-литрового двигателя мощностью 106 л.с. и 102 фунт-фут крутящего момента. В спецификации также упоминается стандартный третий стоп-сигнал.


Все автомобили оснащены датчиками заднего хода, установка которых понятна любому, кто ездит по КНР. Ни о каких планах продаж в США даже не намекали, и, честно говоря, автомобили, которые мы видели, хотя и значительно лучше, чем другие китайские автомобили, далеки от готовности к американскому прайм-тайму. Мы думаем, что китайцам осталось от десяти до двадцати лет до вторжения в США.S. market, время, которое им понадобится, чтобы разобраться и подготовиться к нашим стандартам по сбоям и выбросам.

Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты. Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на сайте piano.io.

Отзывы клиентов для M1 Auto Repair, West Jordan, UT

Рейтинг: