Мотоцикл иж 1: 1 — первый мотоцикл ижевского мотоциклетного завода / Совкоциклы / БайкПост

Содержание

1 — первый мотоцикл ижевского мотоциклетного завода

4 декабря 1928 года из опытного производства в Ижевске (ныне ОАО «Ижевские мотоциклы») вышли первые образцы отечественных мотоциклов, получившие наименование «Иж-1».

В конце 20-х совет Автодора отправил П. В. Можарова в командировку на иностранные заводы. Оттуда он привез несколько немецких мотоциклов разных марок, приборы и инструмент.

Петр Владимирович Можаров

Одновременно Автодор закупил 14 хорошо зарекомендовавших себя английских и американских мотоциклов, устроил им стендовые испытания и проверил (к этому делу подключили известного тогда испытателя С. И. Карзинкина) их в 1-м Всесоюзном мотопробеге 1928 года.

Ленинградские инженеры с Л-300 (крайний справа –Можаров )

Участвовавший в нем на немецком «Неандре» Можаров порадовал гонщиков и зрителей словами: «…уже спроектирован советский мотоцикл, подходящий для езды по нашим дорогам. Сейчас на Ижевском заводе приступили к сборке таких машин, к весне будут готовы первые три опытных образца, которые мы, вероятно, представим для следующего мотопробега, а потом «Ружпультрест» начнет их массовый выпуск».

Действительно, осенью того же года в Ижевске начали проектировать и строить несколько экспериментальных мотоциклов. Однако не все шло гладко, и к началу 2-го Всесоюзного мотопробега подготовили только «ИЖ-1» (бригада слесарей И. Щедрина закончила подготовку 17 сентября 1929 года), «ИЖ-2» и «ИЖ-3», а еще два «ИЖ-4» и «ИЖ-5» налаживали, но к старту они безнадежно опаздывали.

Так их и отправили в пробег не обкатанными, с не отрегулированными карбюраторами… Тем не менее вся пятерка успешно прошла 3300-километровый маршрут и финишировала в Москве.»ИЖ-1″ и «ИЖ-2» были почти одинаковыми, оснащенными четырехтактными, двухцилиндровыми, V-образными моторами с рабочим объемом 1200 см3, максимальной мощностью 24 л. с. при 3000 об/мин.

Зажигание от магнето. Двигатель располагался поперек рамы. Коробка передач имела три ступени. Привод на заднее колесо — карданным валом. Приводилось и колесо бокового прицепа (коляски), поэтому машины уверенно шли по бездорожью; 23 л топлива в бензобаке хватало на 300 км пути, максимальная скорость достигала 65 км/ч. Передняя вилка — параллелограмная.

В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с.

Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

Характеристика:

Рабочий объем двигателя – 1200 см3. Число рабочих тактов – 4. Число цилиндров – 2. Число передач – 3. Задняя передача – карданный вал. Вилка параллелограммная. База, мм – 1400 Дорожный просвет, мм – 120. Вес без бокового прицепа, кг –300.

Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

Источник

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

История первого мотоцикла


В этом году отмечается 135-летие первого мотоцикла в мире. Его создателями стали немецкие инженеры Даймлер и Майбах, впоследствии – основатели знаменитых автомобильных марок. Первый же отечественный мотоцикл был разработан и вышел в серию на заводе «Красный Октябрь», преемником которого спустя годы стало АО «ОДК-Климов».




Л-300 стал по-своему легендарен – он проехал по дорогам Великой Отечественной, открыл для многих мотоспорт, участвовал в рекордных заездах. «Октябрят», как часто называют Л-300, до нашего времени осталось немного. Одна из машин сохранена для истории и является экспонатом музея «ОДК-Климов».


От немецкого байка к советскому мотоциклу


В середине 1920-х годов советское правительство всерьез задумалось над развитием отечественного мотостроения. Первоначально обсуждалось создание именно собственных моделей мотоциклов и организация их серийного производства. Но вскоре стало очевидно, что разработка оригинальных конструкций – дело не быстрое, а страна остро нуждалась в мототехнике. Выход из ситуации был найден следующий – взять за основу подходящий иностранный мотоцикл, модифицировать его под российские условия и пустить в серию.


При выборе среди европейских моделей рассматривались в первую очередь немецкие. И это не удивительно – Германия, будучи родиной первого в мире байка, к тому времени достигла значительных успехов в мотостроении. Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1885 году немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом – в будущем эти фамилии будут ассоциироваться исключительно со знаменитыми автомобилями. Тогда же, в конце XIX века, Даймлер и Майбах стали авторами первого классического мотоцикла с бензиновым двигателем мощностью 1,5 л. с. и максимальной скоростью до 12 км/ч.



В основу первого отечественного мотоцикла лег немецкий DKW Luxus 300, который считался самым надежным байком в начале 1930 года. Именно на базе этой модели ленинградские конструкторы подготовили чертежи первого серийного советского мотоцикла. Впрочем, стоит отметить, что экспериментальные модели создавались в стране и раньше. Еще в 1929 году на Ижевском заводе (нынешний Концерн «Калашников») было изготовлено несколько опытных образцов. Создавались они под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова, который позже в Ленинграде возглавит работы по первому серийному мотоциклу.


Фото: Военно-технический музей


Модель получила название «Л-300» (Ленинградский, двигатель объемом 300 куб. см). Мотоцикл весом 125 кг развивал скорость до 80 км/час, при этом средний расход бензина составлял около четырех литров на 100 км. С осени 1931 года в стране был освоен выпуск всех агрегатов для Л-300 – с этого момента производство стало импортонезависимым.


По военным тропам в мотоспорт


Мотоцикл Л-300 выпускался до конца 1939 года – всего было изготовлено около 19 тыс. мотоциклов этой модели. И даже, когда к 1940 году их конструкция уже «морально» устарела, а на смену пришли ижевские «мотолегенды», ленинградские Л-300 все еще пользовались спросом за счет их высокой надежности и легкости управления. Доказать это привелось и на деле –Л-300 активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Они принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и в начале Великой Отечественной.


Л-300 принял активное участие и в развитии отечественного мотоспорта – он широко использовался в гонках, кроссах, рекордных заездах и дальних пробегах на тысячи километров. На соревнованиях Л-300 часто выигрывал призовые места в конкуренции с известными иностранными мотоциклами.


Фото: Военно-технический музей


И, пожалуй, самое главное – Л-300 предоставил тысячам советских людей возможность впервые сесть в седло мотоцикла. При этом опыт организации серийного выпуска Л-300 помог в производстве отечественных мотоциклов новых поколений. Так появился первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500, а следом Л-8 со множеством гоночных модификаций и скоростью около 140 км/час. «Потомками» Л-300 стали и легендарные ижевские мотоциклы Иж-7 и Иж-8. Последний считается настоящим советским байком-легендой, а также получил известность за границей. Мотоцикл Иж-8 даже выбит на серебряных монетах Новой Зеландии.


Кроме Ижевска, серийное производство мотоциклов было налажено в Подольске, Таганроге, Серпухове. Но все же первым был Ленинград и модель Л-300. Сегодня этот мотоцикл уже не встретить на дорогах, но можно увидеть в музее. Один из экземпляров этой модели выставлен в музее АО «ОДК-Климов».

Иж (мотоцикл) — это… Что такое Иж (мотоцикл)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Иж.

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускаемых в городе Ижевске на заводе «Ижмаш-Мото».

В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914—1918 годах московским заводом «Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство.

Производство опытных образцов

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.

Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1940 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Массовое производство

Иж Юпитер-4

Массовое производство на ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна, так как завод обанкротился в 2008 году.

В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».

В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л.с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».

В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».

На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем переименован в «Иж Юпитер». Мотоцикл сохранял экипажную часть «Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж Планета-2» и «Иж Юпитер-2».

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж Планета-3», «Иж Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж Планета Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объём их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж Планета-3» и «Иж Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл «Иж Планета Спорт», разработанный в 1973 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первые годы мотоцикл был с импортными комплектующими. Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие на отечественные, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л.с., да и надёжность упала. Готовилась к производству модель ИЖ-ПС 01 с унификацией некоторых узлов с дорожными моделями, но решено было совсем снять эту легендарную модель с производства

В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

За весь период производства ижей цветовая гамма была не велика, так рама красилась в классически чёрный цвет в остальном при обладал голубой, красный, светло коричневый.

В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стиле чоппер.

Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет нёс свою нелёгкую службу в компании с кастомами модели «Иж-Юнкер».[1][2] По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки «Иж».

В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

Список моделей

Дорожные мотоциклы

Сведения объединения «Ижмаш» о количестве по выпуску моделей на 1 январе 1986 года[3].

  • Иж-350 (1946—1951 гг.) выпущено 127 090 экз.
  • Иж-49 (1951—1956 гг.) выпущено 507 603 экз.
  • Иж-56 (1956—1962 гг.) выпущено 677 428 экз.
  • Иж Юпитер (1961—1966 гг.) выпущено 447 747 экз.
  • Иж Планета (1962—1966 гг.) выпущено 405 303 экз.
  • Иж Планета-2 (1965—1971 гг.) выпущено 246 486 экз.
  • Иж Юпитер-2 (1965—1971 гг.) выпущено 766 487 экз.
  • Иж Планета Спорт (1973—1984 гг.) выпущено 215 210 экз.
  • Иж Планета-3 (1970—1977 гг.) выпущено 478 496 экз.
  • ИЖ Планета-3-01 (1977—1981 гг.) выпущено 400 842 экз.
  • ИЖ Планета-3-02 (1981—1985 гг.) выпущено 216 101 экз.
  • Иж Юпитер-3 (1971—1977 гг.) выпущено 296 711 экз.
  • ИЖ Юпитер-3-01 (1977—1980 гг.) выпущено 471 246 экз.
  • ИЖ Юпитер-3-02 (1979—1981 гг.) выпущено 254 316 экз.
  • ИЖ Юпитер-4 (1982—1985 гг.) выпущено 167 092 экз.
  • Иж Планета-4 (1983—1987 гг.) выпущено 1 068 678 экз.
  • Иж Планета-5 и модификации (1987—2008 гг.)
  • Иж Юпитер-5 и модификации (с 1985—2008 гг.)(уточнить)
  • Иж Планета-7
  • Иж Юнкер (1999—2005 гг.)
  • Иж Корнет

Спортивные мотоциклы

Предназначены для участия в различных спортивных мероприятиях. Создавались обычно на базе дорожных мотоциклов. Так, например, базой для Иж-50 является Иж-49[4].

  • Иж-350С (1948 г.)[5]
  • Иж-50 универсальный (1950 г.)[6]
  • Иж-50А для многодневных соревнований [7]
  • Иж-50Б для кроссовых соревнований)[7]
  • Иж-51 (1951 г.)[6]
  • Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок
  • Иж-54А для шоссейно-кольцевых гонок[8]
  • Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований
  • Иж-57К для мотокросса[7]
  • Иж-57М для многодневных соревнований[7]
  • Иж-60М для многодневных соревнований[8]
  • Иж-60МС для многодневных соревнований[8]
  • Иж-61К для мотокросса[9][10] (1961 г.)
  • Иж-62Ш для кольцевых гонок[11][8]
  • Иж-64К для мотокросса[12]
  • Иж-64М для многодневных соревнований[12][13][14]
  • Иж-65М для многодневных соревнований (для участия команды СССР в 41-х международных многодневных гонках в Швеции в 1966 г.)
  • Иж-М10 для многодневных соревнований[14] (18 специальных дорожных мотоциклов для участия сборной команды СССР в 42-х международных многодневных соревнованиях в Польской народной республике в 1967 г.)
  • Иж-К11 для мотокросса[15]
  • Иж-М11 для многодневных соревнований
  • Иж-Ш11 для кольцевых гонок[12][15]
  • Иж-М12 для многодневных соревнований[14] (изготовлены для участия сборной СССР в чемпионате Европы и в 43-х международных соревнованиях в Испании в 1968 г.; в начале 1968 года были изготовлены с рабочим объёмом 250 куб.см. — 6 штук, 350 куб.см. — 8 штук и 500  см³ — 4 штуки; изготовлены для участия сборной команды СССР в чемпионате Европы и в 44-х международных соревнованиях в 1969 г.)
  • Иж-К12А (изготовлены для участия сборной команды СССР в чемпионате Европы и в 44-х международных соревнованиях в 1969 г.)
  • Иж-Ш12 для кольцевых гонок[12]
  • Иж-К13 для мотокросса
  • Иж-К14 для мотокросса[12]
  • Иж-М14 для многодневных соревнований[12]
  • Иж-К15 для мотокросса[16]
  • Иж М15 для многодневных соревнований[16]
  • Иж-К16 для мотокросса
  • Иж М16 для многодневных соревнований

Гоночные мотоциклы

Гоночные мотоциклы — изготовленные или специально подготовленные для участия в скоростных гонках. Их нельзя использовать в других соревнованиях или в качестве дорожных[17].

  • Иж-54-С2 для линейных и кольцевых шоссейных соревнований

Спецтехника

  • Иж (ДПС) Юпитер-5
  • Иж (ДПС) Юнкер
  • Иж Самсон (мотовездеход)
  • Иж ГР (грузовой)
  • Иж 6.92001 (мотоцикл для пожаротушения)
  • Мотопомпа

Примечания

  1. Официальный сайт группы предприятий «ИЖМАШ»
  2. http://www.motoreview.ru/archive/i/art/art_710.html
  3. статистика, 1986, с. 8
  4. Дементьев и др., 1957, с. 28-29
  5. Воронцов, 2003, с. 224
  6. 1 2 Иваницкий, 1954, с. 10
  7. 1 2 3 4 Боришанский, 1963, с. 4-5
  8. 1 2 3 4 Боришанский, 1963, с. 6
  9. Воронцов, 2003, с. 225
  10. Боришанский, 1963, с. 6-9
  11. Абрамян, 1963, с. 20
  12. 1 2 3 4 5 6 Пилюкевич, 1970
  13. Юдин, 1967
  14. 1 2 3 Умняшкин и др., 1969, с. 10
  15. 1 2 От дорожных до гоночных, 1975
  16. 1 2 Мотоциклам ИЖ — полвека, 1979
  17. Дементьев и др., 1957, с. 31

Литература

  • Боришанский Л. А., Слесаренко Н. И., Чермных М. Г. Ижевские спортивные мотоциклы. Устройство и эксплуатация. — Удмуртское книжное издательство, 1963. — С. 213.
  • Дементьев К. И., Юмашев Н. Н. Справочник мотоциклиста. — Физкультура и спорт, 1957. — С. 312.
  • Пилюкевич Г. Мотоциклы для спорта. — За рулем, 1970. — № 7. — С. 16-17.
  • Юдин А. Для массового спорта. — За рулем, 1967. — № 5. — С. 9.
  • Умняшкин В., Панов В. ИЖи для многодневки. — За рулем, 1969. — № 8. — С. 10.
  • Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986. — За рулем, 1986. — № 10. — С. 8.
  • Мотоциклам ИЖ — полвека. — За рулем, 1979. — № 11. — С. 11.
  • Кузнецов В. От дорожных до гоночных. — За рулем, 1975. — № 7. — С. 32-33.
  • Абрамян А., Лежнев Б., Пешехонов Н. Из дорожного в спортивный. — За рулем, 1963. — № 7. — С. 20.
  • Воронцов А. Е., Певзнер Е. В., Дольников Д. В., Попов А. Г., Сазонов Р. М. Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции.. — За рулем, 2003. — С. 576.
  • Иваницкий С. Ю., Позанков М. А., Рогожин В. В. Советские мотоциклы. — Машгиз, 1954. — С. 344.

См. также

Ссылки

рост популярности и лучшие отечественные модели


В предыдущем материале мы подробно рассказали о периоде появления первых мотоциклов на русской земле, который пришелся на самое начало XX века. Однако достаточно успешное, пусть и не очень быстрое, развитие нового транспортного средства было мгновенно прекращено революцией и сменой власти. На смену Российской Империи пришел СССР, и в истории отечественного мотоциклостроения начался новый виток.

Первые годы СССР


Первые попытки восстановить работу завода «Дукс», фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.


Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач. А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.


В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.

Первые серийные модели


Следующая попытка вновь поставить заброшенную индустрию на ноги пришлась на самое начало 1930-х годов и была куда более удачной: над развитием направления начало работать сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Ижевске, Подольске и Таганроге, и на рынок поступили первые доступные серийные модели.


Первопроходцем среди них стал мотоцикл «Л-300», также впоследствии именуемый «Красным октябрем» в честь ленинградского завода, на котором он продолжил собираться. Поскольку отечественное мотоциклостроение только начинало развиваться, в основе первой серийной модели лежали успешные наработки зарубежных коллег, а конкретно немецкий мотоцикл DKW Luxus 300.


Для своего времени эта модель, и, соответственно, советский аналог, были весьма прогрессивными, пусть и не очень мощными. В их основе лежал одноцилиндровый 2-тактный двигатель объемом 293 см3, а конструкция включала трехступенчатую КПП, переднюю пружинную подвеску и фару.


Первые экземпляры сошли с конвейеров уже в 1930 году, а в 1931 сразу три «Л-300» приняли участие в своеобразном испытательном кросс-кантри ралли заезде на 4631 км, при этом 2/3 трассы приходилось на бездорожье. Мотоциклы показали себя с наилучшей стороны, поэтому вскоре поступили не только в свободную продажу, но и стали производиться для армии. Более того, именно эту модель можно назвать и первым спортивным советским мотоциклом, поскольку он активно участвовал в различных соревнованиях.


С небольшим опозданием, начиная с 1933 года, серийное производство собственных моделей наладил ижевский завод «ИЖМАШ». Весьма интересно, что опытные образцы он готовил гораздо активнее своего «конкурента» и даже выпустил целых 5 различных моделей (ИЖ 1-5) еще в 1928-29 гг, но к полноценному серийному выпуску пришел позже. Более того, первая массовая ижевская модель, получившая название «ИЖ-7», фактически являлась «копией копии». Это был все тот же «Л-300», но еще более удешевленный: модель не имела багажника, вращающейся ручки газа и дистанционного декомпрессора. Удешевление сказалось не только на удобстве и общем качестве. Даже выпуск ее оказался фальстартом: все 12 первых мотоциклов были возвращены на завод из-за проблем с зажиганием. Впоследствии «ИЖ-7» и «Л-300» выпускались параллельно.

Годы перед войной


В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.


Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа». Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.


Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.


Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Разнообразие моделей послевоенных лет


Как и революция 1917-года Вторая мировая нанесла серьезный удар по советской мотоциклетной промышленности. Мотоциклы продолжали выпускаться и активно использоваться армией, но о разработке новых моделей речи абсолютно не шло. Эта ситуация сохранилась и в течение нескольких послевоенных лет: пока страна поднималась с колен, в хозяйстве использовались исключительно мотоциклы, уцелевшие в военных действиях.


Восстанавливаться индустрия начала лишь к началу 1950-х годов, и процесс этот был достаточно болезненным. По большей части новые для СССР модели мотоциклов были в большей или меньшей степени копиями немецких мотоциклов и производились по чертежам, доставшимся от поверженной в войне Германии.


В то же время список заводов, осуществлявших выпуск мотоциклов, достаточно сильно разросся. Так мототехнику (в том числе, легкие мотороллеры) в дополнение к функционировавшему ранее Ижевскому начали выпускать заводы в Туле, Коврове, Вятских Полянах, Минске и Риге. Все это привело к достаточно уверенному развитию мотоциклостроения и быстрому пополнению ассортимента моделей. И если раньше их можно было буквально пересчитать по пальцам, то в период 50 и, тем более, 60-70х годов общее число различных модификаций исчислялось десятками. Наиболее интересными и значимыми среди них были:

  • М1А «Москва» (он же «Минск М1А») – первый легкий мотоцикл послевоенных лет. Копия немецкого DKW RT125 с мотором 125 см3. К началу 50-х выпускался сразу на нескольких заводах, в том числе, на ковровском «ЗиД» под обозначением К-125. Являлся основной учебной машиной в школах ДОСААФ.
  • ИЖ-49 – копия DKW NZ 350. Достаточно универсальный мотоцикл, который мог оснащаться коляской, а позднее даже стал основой для выпуска спортивных кроссовых и шоссейных моделей.
  • «Восход» – родоначальник одноименной серии, выпущенный в 1957 году. Легкий, неприхотливый мотоцикл с одноцилиндровым мотором объемом 174 см3, получивший огромную популярность среди населения.
  • «Урал М-62» – тяжелый мотоцикл с 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., выпускавшийся Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 года. В основном использовался милицией, но в комплекте с коляской эксплуатировался и гражданами.
  • «ИЖ Планета» – дорожный мотоцикл с одноцилиндровым 2-тактным двигателем мощностью 13 л.с., выпуск которого был налажен в 1962 году. Достаточно удачная и популярная модель, ставшая родоначальником не только целой серии «Планет», но и прародителем спортивного «ИЖ Планета Спорт».

Закат советского мотопрома


Несмотря на внушительный ассортимент моделей и всеобщее их распространение из-за относительной доступности и востребованности, связанной, в первую очередь, с плохим состоянием дорог, уже в 1970-х советский мотопром начал постепенно, незаметно увядать.


Дело в том, что процесс выпуска новых моделей в СССР был крайне осложнен бюрократией. В отдельных случаях для того, чтобы новая модификация поступила в серийное производство и свободную продажу, требовалось разрешение от высшего руководства страны. При этом все этапы согласований подготовленные документы проходили с большими задержками и в итоге нередко не одобрялись. В итоге даже успешные опытные образцы двигателей лишь изредка внедрялись в серийное производство.


Все это привело к тому, что действующие заводы годами штамповали все те же мотоциклы, которые начали выпускаться еще в послевоенный период, внося лишь незначительные модификации в их внешний вид и конструкцию, и практически не затрагивавшие ходовую часть. Таким образом, в определенный момент отставание от европейских заводов оказалось настолько сильным, что советские спортсмены просто не могли участвовать в международных соревнованиях на отечественной технике из-за ее несоответствия современным требованиям.


Проблемы были не только с профессиональным мотоспортом, но и с бытовой сферой. Так за все годы работы многочисленных профильных предприятий свет так и не увидела ни одна модель класса 250 см3, по всему миру считавшегося «народным». Потребителю приходилось довольствоваться либо 175-«кубовым» «Восходом» или 346-«кубовой» «Планетой-3», либо тяжелым «Днепром» с двигателем 650 см3.


Фактически, единственным «выходом» из сложившейся ситуации для среднестатистического гражданина оставался 200-«кубовый» мотороллер «Тула» – копия немецкого Goggo, выпускавшегося еще в 50-х, или изредка встречавшиеся в продаже старые мотоциклы из Венгрии или Чехии. Спортсмены же в итоге и вовсе были вынуждены пересесть на машины зарубежного производства, в частности Jawa для спидвея и KTM для мотокросса.


Все эти проблемы, скрытые за искусственно поддерживаемым на высоком уровне производством (1,4 млн. мотоциклов и мопедов суммарно по состоянию на 1990 год), просуществовали вплоть до самого распада СССР.


В 1991 ему на смену пришла другая страна, и пусть отдельные производители и продолжили свою деятельность, на рынке вскоре начали действовать другие правила и порядки, неизменно повлиявшие на всю отечественную мотоиндустрию.

ИЖ-8. Мотоцикл разведки Великой Отечественной войны

ИЖ – советская марка, выпускавшая мотоциклы с 1929 по 2008 год. Производство велось в городе Ижевск, от которого и образовалось название двухколесного транспортного средства. Линейка мотоциклов ИЖ включала в себя модели спортивного, гоночного, служебного, дорожного типа.

Редакция

Начало истории производства мотоциклов ИЖ приходится на 30-е годы XX века. Тогда были разработаны первые модели этого транспортного средства для участия в мотопробегах.

В начале 1933 года Ижевский завод получил техническую документацию по ленинградскому мотоциклу Л-300 конструкции П. В. Можарова. На основе полученных документов специалисты Ижевского завода разработали мотоцикл ИЖ-7, который начали выпускать с 1 мая 1933 года. Идеологической основой мотоцикла был немецкий мотоцикл DKW 300 Luks.

К 1938 году конструкция ИЖ-7 уже была морально устаревшей, маломощной. Известный советский мотогонщик А. М. Иваненко в сотрудничестве с Ижевским заводом внес в конструкцию ИЖ-7 более 200 изменений, направленных на улучшение эксплуатационных характеристик мотоцикла. Совместная рационализаторская работа А. М. Иваненко и КБ Ижевского завода привели к появлению весной 1938 года нового мотоцикла ИЖ-8. От предыдущей модели ИЖ-8 отличало наличие более мощного двигателя (мощность выросла с 6,5 до 8 л. с.) с усовершенствованной системой продувки цилиндра, наличие более совершенного магнето, аккумулятора и развитой электросети. Максимальная скорость нового мотоцикла увеличилась до 105 км/ч против 75 км/ч у ИЖ-7. Кроме того, на ИЖ-8 появился удобный багажник, большая передняя фара и задняя съемная фара (для дорожного ремонта в ночное время). В 1938 году Ижевским заводом было выпущено 4 840 мотоциклов ИЖ-8. 

Уже летом 1938 года первые «восьмерки» стали активно участвовать в многочисленных соревнованиях и пробегах. В 1939 году заслуженный мастер спорта СССР А. М. Иваненко на спортивной версии мотоцикла ИЖ-8 поставил всесоюзный рекорд скорости для этой машины – 121,2 км/ч. В ходе советско-финской войны 1939–1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. мотоциклы ИЖ-8 применялись в подразделениях связи, разведки и тыловых служб.

Тактико-технические характеристики ИЖ-8 на сентябрь 1938 года

Вес: 135 кг

Двигатель: двухтактный одноцилиндровый мощностью 8 л. с. при 3500 об. в мин.

Объем двигателя: 293 куб. см

Емкость бензобака: 12 литров

Расход горючего: 6 литров на 100 км

Максимальная скорость до 105 км/ч.

Ручная КПП с тремя передачами.

В музее «Моторы Октября» можно увидеть несколько редких мотоциклов:   ИЖ, Вятка, Чезета, Ява и Киевлянин.

В пяти залах музея выставлено порядка 150 легковых автомобилей и десяток образцов мототехники

Автомобили — особая гордость музея. Самому возрастному Бьюику 113 лет, а самый молодой «Маруся» появился уже в 21 веке. Несмотря на то, что мотоциклы не являются приоритетной темой музея.

Хочу получать самые интересные статьи

Обзор мотоцикла ИЖ 56 — Motoxmoto

Иж-56 – это отечественный мотоцикл, который относится к среднему классу. Данный транспорт очень интерес как для историков отечественного мотопрома, так и для коллекционеров.

История появления

Данный транспорт разработан по заказу советского правительства в 1956 году и должен был сменить Иж-49, который выпускался с 1951. Последний пользовался большой популярностью и считался лучшим мотоциклом этого периода. Работы по конструированию Иж-56 быстро продвигали и вскоре в том же 1956 году мотоцикл начали собрать на ижевском машиностроительном заводе.
Модель оказалась очень хорошей, особенно поражал её непривычный для того времени внешний вид. Прекрасные характеристики этого транспорта быстро вытеснили предшественника, которого перестали выпускать в 1958 году.

Как выглядел ИЖ 56?

Как отмечалось выше, Иж-56 очень отличался от прежних моделей мотоциклов. Здесь впервые применили трубчатую штампованную раму. Для защиты водителя от пыли и грязи были установлены очень глубокие колесные щитки. А губчатое резиновое седло с чехлом делало езду более комфортной для мотоциклиста. При этом оно могло быть раздельным или сдвоенным.
Воздухоочиститель, карбюратор и цепь, которая пролегала от коробки передач мотоцикла до заднего колеса, были защищены жестким корпусом. Этот кожух в сочетании с инструментальным ящиком выглядел очень эффектно.
Технические характеристики улучшились благодаря новому движку по сравнению с предшественником, сделав его 20% мощнее. Тем мотоцикл обладал 13 л.с.
Ездит на нем можно одному или вместе с пассажиром. Этот мотоцикл хорошо показал себя на трассах с различным покрытием.
Всего было выпущено почти 680 тысяч экземпляров этого транспорта, пятая часть из которых оснащена боковым прицепом. На его базе сконструировано новое поколение мотоциклов Иж-Планета.

Технические данные

Двигатель у мотоцикла одноцилиндрованный с воздушным охлаждением, при этом двухструйная продувка имела возвратно-петлевую схему. Рабочая смесь из воздуха и бензина готовилась прямо в карбюраторе. Она воспламенялась от электрической искры.
Иж-56 отличался от своего предшественника цилиндром, который сделали из алюминия. Имелся блочный тип картера, а также коленчатый вал использовался сборный и прессованный.

Несмотря на то что данный мотоцикл уже давно не выпускается, он по-прежнему пользуется стабильный интересом у любителей этого транспорта. Иж-56 очень простой конструкции и чинить его нетрудно.

как всё начиналось › Usedcars.ru — автомобильный портал

На днях поклонники отечественных мотоциклов отметили юбилей — 90 лет назад, 17 сентября 1929 г. были выпущены первые мотоциклы «Иж».







Самыми интересными из них были именно первые образцы — «Иж-1» и «Иж-2», разработанные талантливым инженером и настоящим энтузиастом мотодела Петром Можаровым. И надо сказать, что эти мотоциклы во многом были передовыми — некоторые их технические решения опередили время.







Во-первых, это компоновка — двигатели на «Иж-1» и «Иж-2» устанавливались с продольным расположением коленвала и работали в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом.

Такое решение с 1923 г. использовалось на мотоциклах BMW, но П. Можаров отказался от оппозитного расположения цилиндров в пользу V-образного — в этом случае «котлы» не могли задевать за неровности того, что в тогдашнем СССР считалось дорогами. Кроме того, они лучше охлаждались — их оребрение меньше забивалось грязью.







Второе — характеристики тех двигателей. При объёме в 1,2 л. эти 4-тактные моторы развивали мощность в 24 л. с. — такую же, как малолитражные автомобили. Это позволяло большим и тяжёлым аппаратам уверенно ехать по офф-роуду и везти при этом немалый груз.







Особенно хорошо это получалось у «Иж-2», снабжённого системой принудительного охлаждения и приводом на колесо коляски. Он был настолько тяговитым, что его коляску даже сделали 2-местной (у «Иж-1» — 1-местная).







Оба мотоцикла имели одинаковые массивные рамы, штампованные из стального профиля и лишённые задней подвески. Кстати, в нижних перьях задней вилки П. Можаров разместил глушители, что было, пожалуй, единственным недостатком конструкции.

Дело в том, что качество бензина и масла в то время было, мягко говоря, неважным. Это приводило к образованию большого количества нагара, для чистки от которого глушители требовалось снимать, а тут это было невозможно.







Второй минус такой конструкции: как известно, 5,5% выхлопных газов составляет водяной пар. На заглушенном и остывающем мотоцикле его остатки конденсируются в глушителях, что приводит к образованию на их внутренней поверхности коррозии. А ведь у первых «Ижей» это были несущие части рамы.

Зато П. Можарову удалась передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной. Её идею конструктор позаимствовал у немецкого мотогения Эрнста Нойманна-Неандера, с которым познакомился во время стажировки в Германии. Вилка прекрасно отрабатывала все неровности и не вызывала «шимми» на высокой скорости.







Кстати, о скорости… «Иж-1» и «Иж-2» без коляски разгонялись до 65 км/ч, что очень прилично с учётом их веса в 300 кг, но маловато для других мотоциклов тех лет. Но они создавались не для побития рекордов: П. Можаров при конструировании ориентировался, в первую очередь, на их использование в качестве транспорта — были даже спроектированы грузовая коляска и прицеп.

К сожалению, возможности мотосекции оружейного «Ижстальзавода», ставшей потом самостоятельным предприятием по выпуску мотоциклов, не позволили развернуть серийный выпуск этих аппаратов — очень подходящих для дорожных условий СССР, но сложных в производстве.







А ведь эти мотоциклы были одними из лучших во II Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 г. Тогда они, без особых проблем, проехали 3 300 км от Ижевска до Москвы (почти весь маршрут состоял из грунтовок), причём, отправились в пробег необкатанными и с неотрегулированными карбюраторами.

Но П. Можаров всё-таки стал одним из создателей 1-го советского серийного мотоцикла. Это произошло чуть позже — на ленинградском заводе «Красный Октябрь», где он и его коллеги разработали лёгкий мотоцикл «Л-300» (ставший потом серийным «Иж-7») на основе немецкого DKW Luxus 300 — одного из лучших европейских байков тех лет.







Вот так началась история ижевских мотоциклов. Их серийное производство в столице Удмуртии стартовало в 1933 г., а завершилось в 2008 г. За это время «Ижи» разошлись тиражом, превышающим 11 000 000 экземпляров, многие из которых до сих пор на ходу и не собираются в утиль.







Более того, производство доработанной модели «Иж Планета-5» продолжается до сих пор. Правда, оно перекочевало за рубеж — эти мотоциклы выпускает небольшая фирма в Турции.







А в столице Удмуртии, на набережной реки Иж, установлен памятник творению П. Можарова — выполненная в натуральную величину бронзовая копия мотоцикла «Иж-1», пусть и не ставшего серийным, но зато самого первого.

Концепт гибридного мотоцикла Иж-1 2012 Игоря Чака

Игорю Чаку может быть всего 26 лет, но глаза этого дизайнера тянутся к чему-то старому в современной интерпретации. Черпая вдохновение в советском Иж-1 1929 года, Чак видит, что этот культовый мотоцикл оживает почти 80 лет спустя с гибридной трансмиссией и множеством функций, не только немыслимых в 1929 году, но и не встречающихся на современных мотоциклах.

В основе конструкции

Chack лежит гибридный двигатель объемом 850 куб. См, который развивает мощность 140 л.с. при работе на ископаемом топливе.50% двигателя изготовлено из жаропрочного армированного пластика, который помогает снизить вес и защитить интегральные электрические схемы. На электрической стороне трансмиссии есть бесщеточный двигатель мощностью 60 кВт, встроенный в задний обод, вместе с собственной двухскоростной коробкой передач. По оценкам Чака, комбинация может достичь 80 миль на галлон, если бортовая система управления топливом мотоцикла решит, какой привод использовать.

Обладая некоторыми новыми техническими и безопасными характеристиками, Чак видит, что Иж-1 использует магнитные тормоза с обычными тормозами.Также есть система подушек безопасности, расположенная на передней части велосипеда, чтобы уменьшить лобовые удары гонщика. Концепт «Иж-1», несомненно, станет первым в мире мотоциклов. Он представляет собой дисплей с дополненной реальностью: систему HD, которая объединяет данные ночного видения, GPS и другую информацию для водителя на дисплейной системе. Со всей этой электроникой на борту также включены такие вещи, как антипробуксовочная система, ABS и соединение для смартфонов.

Мы думаем, что в этом дизайне есть что любить и ненавидеть. Многие элементы дизайна Чака выглядят великолепно, особенно нам нравится передняя часть мотоцикла.Но такие элементы, как выхлоп Honda CB1000R, и неудобное расположение заднего амортизатора отвлекают от других особенностей (при условии, что размещение амортизаторов является частью оригинальной конструкции Иж-1). У Чака определенно есть несколько инновационных идей с технической точки зрения, которые мы хотели бы видеть в современных велосипедах. Рендеры и видео ниже.

Проверка VIN мотоцикла ИЖ — бесплатный отчет по VIN, спецификации

Дочернее предприятие Корпорации Ижевский механический завод, первый мотоцикл ИЖ, сошедший с производства в 1928 году, получил название ИЖ 1.Эта машина оснащалась двигателем объемом 1200 куб. См, созданным инженером Петром Владимировичем Мохаровым. Его мощность составляла 24 лошадиные силы, что опередило свое время.

ИЖ-1 открыл путь к выпуску большего количества улучшенных моделей. В их число вошли ИЖ 2, ИЖ 3, ИЖ 4 и еще пять моделей, участвовавших во Всесоюзных мотогонках. По окончании гонки компания решила доработать ИЖ 4 для серийного производства. Однако этот план провалился, потому что у материнской компании были другие планы.

В 30-е годы компания не производила уличных моделей. Однако разработка прототипов продолжалась до 1940 года, когда наконец была разработана и изготовлена ​​модель ИЖ 9. Это должен был быть первый серийный мотоцикл производителя. Над ним работали с 1946 по 1948 год и выпустили модель ИЖ-350 С мощностью 14 л.с. с передней телескопической вилкой.

Инженеры ИЖ закончили разработку мотоцикла ИЖ-50 Спорт в 1950 году, но в следующем году официально представили ИЖ-49.В 1950-х годах компания продолжала выпускать мотоциклы. Довольно популярными стали несколько машин ИЖ — ИЖ 54 и ИЖ 54А.

Компания приступила к разработке модели ИЖ-Юпитер в 1958 году, машина была представлена ​​на Всемирной выставке. В 1961 году ИЖ решил разработать байк для серийного производства. Мотоцикл комплектовался двигателем мощностью 19 лошадиных сил. Эта модель стала довольно популярной, и российская компания посчитала, что может представить новую модель под названием ИЖ-Юпитер 2.

Производитель начал производить более сложные мотоциклы в 1980-х годах. Для достижения своих целей компания переехала в новое производственное помещение, которое было больше предыдущего. ИЖ-Юпитер 4 стал первым мотоциклом, произведенным на новом заводе, а ИЖ-Планета-4 была представлена ​​в 1982 году. Новая модель, Юпитер, была выпущена в 1985 году. Она включала в себя новые функции, такие как кнопка режима ожидания. распространено в современном мотоцикле.

Этот антиутопический мотоцикл, спроектированный Калашниковым, присоединится к официальному кортежу Путина

По данным RT , с 2019 года в официальном кортеже президента России Владимира Путина появится новый двухколесный зверь.Созданный Калашниковым — да, этим Калашниковым — мы вынуждены признать, что этот антиутопический мотоцикл выглядит немного более устрашающе, чем Харлей-Дэвидсоны в нашей президентской процессии.

Обладая примерно таким же количеством затемненных элементов, как у Batpod Бэтмена, «Izh» имеет эстетику, похожую на линейку круизеров Indian Dark Horse, но с более футуристическими штрихами (и блеском). Сейчас технически он все еще находится в разработке, но если серийный байк будет выглядеть примерно так, он будет серьезно конкурировать с чем-либо в этой стране с точки зрения стиля.

Итак, да, эта штука была разработана всемирно известным производителем огнестрельного оружия Калашниковым, который недавно занялся проектированием и производством таких вещей, которые не являются пушками , как этот ездовой дрон. Велосипед производится российской компанией Ростех, которая также отвечала за производство нового лимузина Путина, который дебютировал на его церемонии приведения к присяге в 2018 году. Он называется Aurus Senat, и спереди он очень похож на Chrysler 300. Оба автомобиля входят в линейку автомобилей «Кортеж», специально разработанных для российских VIP-кортежей.

Сообщается, что во время испытаний на трассе Формулы-1 в Сочи мотоцикл «Иж» развил максимальную скорость 155 миль в час, несмотря на то, что весил 1124 фунта. Для справки, Harley-Davidson Street Glide весит «всего» 810 фунтов. По данным компании, Иж развивает 147 лошадиных сил и 132 фунт-фут крутящего момента и может разгоняться от 0 до 60 миль в час всего за 3,5 секунды. Поскольку этот байк предназначен для сопровождения Путина и вселяет страх в сердца его врагов, мы не думаем, что Ростех слишком заботится о добавлении легкости этому крейсеру.

Что касается доступности мотоцикла, то якобы его гражданская версия рассматривается для продажи в России. Откровенно говоря, мы были бы не против сговора между США и Россией, который однажды принесет это прекрасное чудовище в Штаты.

Масштабная модель 1/24 Наши мотоциклы №4, «ИЖ-Планета 2»

.

Условие:

Новый:

Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (включая предметы ручной работы).Посмотреть продавца

перечисление для полной информации.

Прочитайте больше

о состоянии

Марка автомобиля:

ИЖ

Тип машины:

Мотоцикл

Материал:

Литье под давлением

Год выпуска:

2021 г.

Масштаб:

1:24

Тип:

Мотоциклы

Год выпуска:

2021 г.

Торговая марка:

MODIMIO Коллекции

UPC:

Не применяется

Kyosho 1/43 Caterham Lotto Red No.03151R Подержанный Renault 1000 кг-cij europarc 1/50 & nbsp 10 шт. Перстни из полипропилена Держатели для дисплеев Органайзеры для витрины Home Black IXO 1/43 MAN BUSSING 19.320 ROTHMANS PORSCHE RACING CAR TRANSPORTER 1975 TTR022 4895102329243 Подержанный автомобиль Ferrari 1 шт. / 18 430 Scuderia Red 60th Anniversary Model & nbsp M18x1.5 PCP Манометр для акваланга Зарядный клапан Заправочная станция для заправки воздуха Адаптер для заправки & nbsp Johnny Lightning lot; Амбар найти Buick и класс 68 Charger; БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА & nbsp OSG 1605012205 Метчик для формирования резьбы, 1/2 «-20, кобальт & nbsp Toyota 88C JSPC 1988 Taka-Q Tom’s 1/43 Diecast Model & nbsp Hot Wheels REDLINE 1971 TEAM TRAILER WHITE ENAMEL с TRAILER EXCELLENT CONDITION & nbsp 55 Nbsp. Внедорожник 777D Памятный серебряный 1:50 Sumitomo WDX 330D4S40 ф33.0 x 4D SumiDrill WDX Drill Body NEW & nbsp 2020 MATCHBOX MBX JUNGLE 59/100 BLACK POLARIS RZR 1000 SXS & nbsp Nerdy Grl Designs Supernatural Magnetic Bookmarks & nbsp Bruder Toys America 02815 Самосвал с гранитом Mack! 787799970485 & nbsp LCD 1/12 Honda Super Cub 1958 Желтый / Белый LCD12003YE & nbsp ВИНТАЖНЫЙ КОНФИГУРАТОР 1972 г. Единицы Mcdonald’s Newty & nbsp Factory Case Of 4 Sealed Hot Wheels Cars Willy’s Gasser 29214-9993 Vintage RARE

Масштаб модели 1/24 Наши мотоциклы No.4, «ИЖ-Планета 2»

Масштабная модель 1/24 Наши мотоциклы №4 «ИЖ-Планета 2»

Игрушки и хобби

АК-47 Производитель Калашникова построил для кортежа Владимира Путина электромотоцикл «Иж»!

Иж Концепт был представлен на выставке «Россия, смотрящая в будущее» в ЦВЗ «Манеж». Иж был продемонстрирован президенту России Владимиру Путину и станет частью его кортежа в 2019 году.

Имя Калашникова больше всего связано с оружием, особенно с печально известной штурмовой винтовкой АК-47.Он известен прежде всего своим качеством, позволяющим работать в любых условиях. Однако сейчас бренд возрождает производство мотоциклов «Иж», которое было прекращено в 2008 году. Пока Ростех будет курировать производство мотоцикла, главным конструктором является концерн «Калашников». Полностью черный концептуальный мотоцикл под названием «Иж» прошел испытания на гоночной трассе Формулы-1 в Сочи, Россия, в прошлом году. Электроэнергетический Иж также был передан московской полиции для испытаний в реальных условиях.

Прототип модели «Иж» недавно был представлен на выставке «Россия, смотрящая в будущее» в ЦВЗ «Манеж».«Иж» был продемонстрирован президенту России Владимиру Путину и станет частью его кортежа в 2019 году.

«Кортеж» (кортеж), конечно же, включает роскошные пуленепробиваемые лимузины. По словам гендиректора Ростеха, в линейку проектов «Кортеж» в будущем могут быть также включены минивэны, внедорожники и седаны. Первая партия мотоциклов Калашникова Иж будет выпущена в этом году.

Новая модель отличается привлекательным круизерским стилем с футуристическим внешним видом с обтекаемыми формами, большими кожухами на колесах и удлиненным силуэтом.Он способен развивать скорость до 250 км / ч и весит 510 кг.

Длина мотоцикла около 3 метров. При весе более полутонны электродвигатель обеспечивает мгновенную передачу крутящего момента, позволяя ему разгоняться с места до 100 км / ч за 3,5 секунды.

По сообщению RT, компания также рассматривает возможность запуска ИЖ в серийное производство. «Мы показали прототип, и наша текущая цель — создать действительно инновационный продукт с соблюдением всех правил техники безопасности», — заявил журналистам генеральный директор Сергей Чемезов в кулуарах Петербургского международного экономического форума в субботу.

Получите текущие цены на акции с BSE, NSE, рынка США и последние данные NAV, портфель паевых инвестиционных фондов, ознакомьтесь с последними новостями IPO, наиболее успешными IPO,
рассчитайте свой налог с помощью калькулятора подоходного налога, узнайте лидеров рынка, крупнейших проигравших и лучших фондов акционерного капитала. Поставьте нам лайк на Facebook и подпишитесь на нас в Twitter.

Концепт ИЖ-750 | 3D Warehouse

ИЖ наиболее известен как производитель автомата Калашникова АК-47. Но знаете ли вы, что компания также построила первый русский мотоцикл в 1928 году и с тех пор произвела 12 миллионов мотоциклов? Я тоже не знал, но теперь хочу — благодаря Л.А. основанный дизайнер Игорь Чак. Сделав себе имя в Nokia, Чак создал бизнес-фрилансер, занимающийся дизайном, и задумался о создании мотоциклов будущего. Он выбрал культовый российский бренд IZH в качестве основы для своего концептуального мотоцикла «гибрид 2012» и сосредоточился на безопасности — с двойной системой подушек безопасности и передними вилками, предназначенными для работы в качестве зон деформации в случае столкновения. «Велосипед также оснащен радаром с регулировкой приближения, который работает вместе с фронтальной бортовой камерой», — говорит Чак.«Его можно запрограммировать на любое расстояние между байком и объектом. Поэтому, если автомобиль, идущий впереди, неожиданно затормозит, байк автоматически замедлится, чтобы выдержать минимальное расстояние ». Чак предполагает, что 50% двигателя будет изготовлено из жаропрочного и сильно армированного пластика, со встроенной проводкой и схемой. «Большая часть проводов и шлангов встроена в раму и двигатель, что снижает вес и снижает такие повреждения проводов, как коррозия и гниение», — говорит он. Для форсирования V-образного двигателя в обод заднего колеса встроен бесщеточный электродвигатель мощностью 60 кВт, который питается от сверхэффективной сульфидно-литиевой батареи.IZH также использует камеру, встроенную в переднюю часть автомобиля с функцией ночного видения, а изображения накладываются на данные GPS, чтобы обеспечить водителю навигацию в «дополненной реальности». Легко отвергнуть такое радикальное мышление, как фантастику, но концепция Чака основана на реальности, и технология доступна сегодня. Сколько времени пройдет, прежде чем мы увидим эти функции на серийных байках? Думаю, лет пять-десять. Последнее творение 26-летнего конструктора Игоря Чака — концепт гибридного мотоцикла Иж-1.Вдохновленный советским Иж-1 1929 года, байк 2012 года сохранил лишь несколько стилистических элементов оригинального российского мотоцикла, поскольку дизайнер рассмотрел V-образный двигатель объемом 849,40 куб. См (51,83 куб. Дюйма), современный внешний вид и все возможные приспособления для мотоцикла. Это. Наполовину построенный из жаропрочного и сильно армированного пластика, двигатель мощностью 140 л.с. должен быть легким и даже иметь встроенную проводку и схемы. Классический двигатель, который имеет систему регулирования подачи топлива для лучшей экономии топлива, может работать в паре с шестиступенчатой ​​механической или автоматической коробкой передач.Электроника будет управлять дроссельной заслонкой, сцеплением и тормозами. Гибридом делает его дополнительный электродвигатель мощностью 60 кВт в заднем колесе. Этот питается от литиево-сульфидной батареи и оснащен двухступенчатой ​​коробкой передач. Вероятно, самым интересным в этой концепции является тот факт, что она оснащена двойной подушкой безопасности, одна для защиты гонщика и удержания ее на велосипеде, а вторая, установленная чуть выше переднего колеса, должна принимать около 50% силы удара. а также при этом держите заднее колесо на земле.Велосипед будет работать в трех различных режимах — спортивном, комфортном и ручном — и будет оснащен антипробуксовочной системой, ABS, а также бортовой камерой с радаром с регулировкой приближения, которая поможет водителям поддерживать безопасное расстояние до идущих впереди автомобилей, если это произойдет. тормозить внезапно. Помимо системы GPS-навигации, Иж-1 совместим с iPhone, Windows, Blackberry, Symbian, Android и т. Д., Чтобы водители могли оставаться на связи на протяжении всего путешествия. Это лишь некоторые из самых важных функций велосипеда.Дизайнер покрывает все, поэтому перейдите на http://www.igorchak.com/conceptual/, чтобы узнать больше. # концерн # иж # калашников

ИЖ-56

ИЖ-56, вид сбоку, bJ1956

ИЖ-56 (российский ИЖ-56) — советский мотоцикл производства Ишмаша. Выпускался с 1956 по 1962 год.

История

В 1956 году Ишмаш разработал новую модель ИЖ-56 . Он существенно отличается от предыдущей модели ИЖ-49.ИЖ-56 разрабатывался как уличный мотоцикл для поездок по пересеченной местности и подходил как в качестве одиночного мотоцикла для двух человек, так и в качестве мотоциклетной команды до трех человек. При необходимости коляску можно было быстро снять.

Всего выпущено 677 428 ИЖ-56, из них 130 000 с коляской.

В 1962 году на смену ему пришел ИЖ «Планета», основанный на ИЖ-56.

технология

Шасси состоит из одноконтурной трубчатой ​​рамы с разрезной балкой и стянутыми вниз защитными листами, защищающими водителя от пыли и грязи; сиденье имеет поролоновый чехол.Мотоцикл выпускался в вариантах с двухместным сиденьем и двумя раздельными сиденьями. Карбюратор и воздушный фильтр скрылись за съемной панелью. Колеса с прямыми спицами взаимозаменяемы. Цепь привода от коробки передач к заднему колесу залита.

Одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения ИЖ-56 на 20% мощнее предыдущей модели, мощность двигателя увеличена до 13 л.с. Карбюратор подогревается под обтекателем. В отличие от предыдущей модели ИЖ-49, цилиндр ИЖ-56 выполнен из алюминия с гильзой из серого чугуна.Коленчатый вал кован и запрессован. Корпус мотора разделен; Передняя часть — кривошипно-шатунный привод, задняя — редуктор и блок двигателя разделены по горизонтали. Переключатель передач и кик-стартер находятся слева. Кроме того, как и на ИЖ-49, другой рычаг переключения передач выполнен в виде короткого вертикального рычага ручного переключения на правой стороне двигателя, но он не поднесен к резервуару.

Технические характеристики

Размеры и расход

  • Общая длина 2115 мм.
  • Общая ширина 780 мм.
  • Высота 1025 мм
  • Дорожный просвет 135 мм.
  • Сухая масса мотоцикла 158 кг
  • Допустимая общая масса 290 кг, с коляской 470 кг
  • Максимальная скорость 100 км / ч.
  • Топливный бак на 14 литров.
  • Протяженность дороги 160–180 км.
  • Расход по шоссе макс. 4,5 литра на 100 км.
  • Топливо: бензин с маслом для двухтактных двигателей в соотношении 25: 1, смазочная смесь
  • Глубина прохода (вода) 300 мм.

Двигатель

  • Ступица 85 мм.
  • Диаметр отверстия 72 мм
  • Количество цилиндров 1
  • Объем 346 см³
  • Степень сжатия 6,8: 1
  • Макс. Мощность 13 л.с. (9,7 кВт) при 4200-4500 об / мин.
  • Воздушное охлаждение Fahrwind
  • Карбюратор типа k-28d
  • зажигание от аккумуляторной батареи с контактным управлением
  • Двухканальный выхлоп

трансмиссия

  • Муфта в масляной ванне
  • Уровни перевода

    • 1.Банда 4,32: 1
    • 2. Банда 2,24: 1
    • 3. Банда 1,4: 1
    • 4. Банда 1: 1
  • Передача мощности на заднее колесо с помощью роликовой цепи, конечное передаточное число: 2,47

шасси

  • Рама: стальная трубчатая, сварная.
  • Вилка: телескопическая пружина с гидравлическими амортизаторами
  • Пружина заднего моста: качающийся рычаг, с гидравлически амортизируемыми пружинными стойками
  • Тормоза: барабанные тормоза с полной ступицей спереди и сзади
  • Обод: стальной обод
  • Размер шин спереди / сзади : 3.25×19

Спортивные мотоциклы из серии

В 1957 году начато производство новой серии спортивных мотоциклов со сварной трубчатой ​​рамой и задними маятниками

  • Ил-57К — для соревнований по мотокроссу, 18 л.

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *